АРКТУР №21

“Стоит дерево, цветом зелено…”

Лекарственные растения

«Вы спрашиваете, следует ли Вам заняться изучением целебных трав? Всякое знание благо, и эта область, конечно, очень благородна и захватывающе интересна».
(ПЕИР, 26.04.34)

Родовое название березы – Betula – происходит от латинского слова beatus – осчастливленный, блаженный и, возможно, связано с теми ощущениями, которые испытывали люди, когда любовались ее красой, либо весной пили ее живительный сок.

Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa, и было прилагательным, обозначающим – светлая и белая. Это слово было единое не только для всех славянских языков, но и для многих индоевропейских, и восходило к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).

У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза – дерево начала, символ света, сияния, чистоты, женственности.

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому и встречали его не елью, а березой. В это время береза распускалась первой зеленью, отсюда и пошло древнерусское название марта или апреля – «березозол». (Ввиду того, что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере – апрель). Березозол – март был первым месяцем года до XV века; когда русский календарь был перестроен – название сохранилось только в украинском языке, где март называют березнем.

Также известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза). Дерево воспринималось как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги и другие угощения; усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В некоторых местах в этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее, как символ женственности, изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой.

Также обряды с почитанием первого распустившегося дерева были и у земледельцев, и имели они магический смысл: земледельцы как бы брали плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавали ее засеянным полям.

В Троицу пастухи из березы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нем она и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы – тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.

Парни и девушки на Троицу «встречали и задабривали» русалок – шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березу, при этом пели: «На гнилой колоде, на белой березе русалки сидели ...». Считалось, что любимое занятие русалок – раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок «провожали». Венки развивали и бросали в воду.

С березой связывали и гадание по венкам. Обычно во второй половине дня молодежь со срубленной наряженной березкой шла в деревню и гуляла до сумерек. Если по дороге в деревню встречались пруд или река, девушки бросали в воду заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет – в той стороне и живет суженый.

Береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В качестве ритуального, она фигурирует в русских заговорах; как символ весны и родины – в народных песнях, сказках, преданиях.

Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Невеста в последний вечер перед свадьбой, собрав девичник, причитала: «Погляжу я, красна девица, погляжу на свою красоту – вкруг чего она обвилася: вкруг осинушки ли горькия, вкруг березоньки ли белыя, аль вкруг яблоньки кудрявыя? Если ты обвилась, красота, вкруг осинушки – то горькия, – мне житье-то будет горькое, мне замужье, красной девице – нехорошее, печальное. Если ты обвилась, красота, вкруг березоньки-то белыя – мне житье-то будет ровное, житье будет долговечное».

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством: Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой:

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник, начиная с древнейших авторов. Вспомним Сергея Есенина:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Береза давно и широко использовалась человеком, как в хозяйственной деятельности, так и при лечении различных заболеваний. В «Лесном словаре» прошлого века сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем береза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с сим деревом».

О разнообразии применения березы в крестьянском быту говорит загадка: "Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье".1

В народной медицине широко использовались листья березы, почки, сок.

Считается, что все березовые части имеют свойство благотворно влиять на обмен веществ, удалять из организма токсины и другие вредные вещества.

Листья березы и почки обладают мочегонным, желчегонным, бактерицидным, противовоспалительным и потогонным действием. Отвар или напар из них используют при язвенной болезни желудка, его функциональных расстройствах, при заболеваниях почек и мочевого пузыря (противопоказания – почечная недостаточность), водянке, против мелких круглых глистов (остриц, аскарид), при болезнях кожи, болезненных менструациях, для лечения ран (наружно), а также при ревматизме. Во время Великой Отечественной войны настой из березовых листьев употребляли как напиток, содержащий витамин «С», в качестве общеукрепляющего средства.

Отвар из березовых листьев: 2 чайные ложки измельченных листьев заливают 200 мл кипятка, настаивают 30 мин, процеживают и добавляют щепотку соды (для лучшего растворения бетулоритиновой кислоты). Принимают по 1/3 стакана 3 раза в день.

Отвар из березовых почек готовят так: 10 г почек заливают 200 мл воды, настаивают на кипящей водяной бане 15 мин, охлаждают 45 мин, процеживают. Принимают по 2 столовые ложки 3–4 раза в день.

В научной медицине почки березы применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени и желчных путей, а также при бронхитах и трахеитах в качестве дезинфицирующего и отхаркивающего средства.

При заболеваниях легких, бронхов как общеукрепляющее средство находит применение и березовый сок. Весенний сок березы считается также кровоочистительным средством и, как определяют в народе, «оздоравливающим» кровь. Его принимают по 3 стакана в день при родильной горячке и при болезнях с высокой температурой, при венерических болезнях, при подагре, артритах, ревматизме, цинге, при кожных болезнях. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах.

Используют в медицине также деготь, получаемый из древесины путем сухой перегонки. Деготь входит также в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона.

Активированный березовый уголь в виде таблеток «Карболен» применяется в качестве адсорбента при отравлениях и метеоризме.

Береза повислая (бородавчатая), береза пушистая. В флоре встречается около 40 видов берез. Под пологом березового леса обычно подрастает ель. «Береза – еловая нянька», – говорят в народе.

А ведь «…Хвойные деревья, как машина электрическая, накопляют жизнеспособность, конденсированный запас праны или натуровалориса…» (ПЕИР.28.08.31). Поэтому и береза – дерево особое, энергетический донор. Но не всякий может получить от нее энергию, а только тот, кто ее любит, верит в нее, относится к ней с лаской.

“Мыслитель <...> говорил: “Каждое дерево может быть веселым и грустным. Мы полагаем, что в этом заключается наше собственное настроение. Но знаем ли мы, насколько чувствует природа?” (Над., 227).

Конечно, люди индивидуальны, но у каждого есть свое дерево, влияющее на него. Существует относительно простой способ найти свое дерево: подойдите зимой к любому дереву и на расстоянии примерно 10 см поднесите к стволу открытую ладонь. Холодно на улице или не очень, но если вы почувствуете легкое тепло (именно почувствуете, а не внушите себе), то это дерево – ваше. Не почувствуете – подойдите к дереву другого вида, к третьему, четвертому – вы найдете свое дерево (если, конечно, не будите воспринимать это все скептически). Исследования показали, что для 50% людей энергетическим донором является дуб, для 30% – береза, для 10% людей – сосна, липа. Они прекрасно лечат вегето-сосудистую дистонию, гипотонию, неврозы, астению и другие заболевания. А береза еще снимает усталость, повышает тонус, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов.

Как же получить энергию от дерева? Без суеты подойдите к дереву, мысленно поздоровайтесь, попросите помощи, скажите, что здоровье нужно вам для добрых дел. Женщина прислоняется к дереву спиной, а мужчина как бы обнимает его; руки плотно соприкасаются со стволом дерева. Расслабьтесь, сосредоточьте внимание на кистях рук, представьте, как энергия из дерева через ладони переходит в ваше тело. Для достижения положительного эффекта, решающим является правильный внутренний настрой. Главное – надо быть ИСКРЕННИМ. Постойте 10–15 минут, и обязательно почувствуете покалывание в ладонях, тепло, волны бегущие по телу, спокойствие – это энергия наполняет организм. После общения с деревом обязательно его поблагодарите за оказанную помощь.

И еще один секрет – если у вас часто болит голова, мучает мигрень, найдите расческу, изготовленную из березы, она вам обязательно поможет.

«Каждое дерево насыщено огнем ». (МО, III, 435). Может быть поэтому, у славян дерево всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало. Поэтому деревья издревле считались существами высшего порядка, воплощением недостающей нам МУДРОСТИ.

И.Н.Желтякова
***

Как будто бабочки порхали,
Звенел хрустальный ручеек.
И в сердце радость проникала
Как распустившийся цветок.
Любви чудесное Дыханье
Тебя коснулось среди дня.
Звучи сильней, очарованье,
В даль бесконечную маня!

В.Новикова


  1. банный веник, березовый сок, лучина, береста на разбитые горшки

АРКТУР №21

Лекарственные растения


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!