АРКТУР №20

Агни Йога об умении осмысления

Точка зрения

“Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?”
(Иов.38:36)

С чего начать разговор об умении осмысления? С понятий смысл и осмысление. Посмотрим на современное толкование этих понятий.

«ОСМЫСЛИВАТЬ, осмыслить что, придать чему-нибудь смыслъ, толкъ; оживить мыслящим духомъ». (В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). Изд. “Цитадель”, г. Москва, 1998 г.)

Размышляя над предложенными понятиями, могу также предложить наиболее близкие мне следующие определения понятий смысла и осмысления.

Смысл – это:

Конечно, это не все. Осмысление – один из важнейших процессов в человеческом мышлении. Через него происходит расширение сознания.

Суть осмысления – это умение выделить смысл отдельного события (внешний, внутренний, тайный). Это, прежде всего, умение связать отдельные события по смыслу (как рисунок мозаики), умение выявить причину проявления события, умение проникнуть как бы внутрь слов или поступков, событий или явлений.

Когда мы говорим «осмыслить», то многие понимают под этим «найти смысл», «уловить смысл», «понять смысл», «отгадать смысл». Что значит «уловить смысл»? Это значит – улавливать основную мысль, не поддаваясь внешности речи или контекста.

Как понять – угадать смысл слов? Толковый словарь В. Даля разъясняет: «угадывать – это узнавать или открывать что-либо неизвестное, наобум, или по каким-либо признакам, по соображению; советоваться, совещаться; представлять себе в уме, воображать, придумывать, изобретать; полагать, ожидать, предвидеть».

Догадливость заключается в умении найти смысл происходящего в жизни. Надо уметь сформулировать и задать краткий и ясный вопрос о происходящем, а затем услышать мысленный отклик. Об этом говорит Учение так:

«Обо всем происходящем задайте себе вопрос. Почему случается именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей возникнет вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам, и попутно многое осветится». (АУМ, 486).

«…Спросите: что именно для вас наиболее неприемлемо? Чем вы наиболее привлечены? Не раз спросите, иначе самое нужное будет забыто. Люди не привыкли четко определять неприемлемое. Ветхий человек не согласен, но боится дать себе отчет. Ребенок чем-то привлечен, но не знает, как подумать об основной причине. Новый век нуждается в ответственной четкости. Как необходимо заставить людей подумать о причине неприемлемости! Проявление причин есть половина овладения.

Владею, потому что отказался». (Община, 241).

Осмысление обычно происходит в несколько этапов и на каждом отбирается все ценное для следующего. Критерий отбора тоже определяется смыслом события или явления.

Предварительное осмысление обычно называют поиском смысла или отбора всего интересного и полезного для процесса осмысления события или явления. Как бы проверяется, а не глупость ли это?

Следующий этап – это качественная сортировка.

Затем – обобщение и синтез.

Смысл явления имеет свойства магнита – он или притягивает или отталкивает. Чтобы найти смысл нужно отбросить все лишнее, чтобы оно не отвлекало от главного. Чтобы найти смысл нужно оставить одно главное звено – причину явления. Проявив причину, мы пройдем половину пути.

Не для теории, а для повседневной жизни происходит поиск людьми смысла происходящих вокруг явлений. Смысл жизни есть всегда. Найти его помогает подход к жизни, как к битве. В битве за смысл жизни в каждом ее явлении все обостряется и понимаешь, что мелочей нет. Кроме того, этот поиск помогает выдержать натиск в борьбе за выживание.

Часто в происходящих событиях или явлениях кажется, что нет никаких закономерностей: ни смысла, ни порядка. Однако ложится смысл в порядок, когда посмотрим на происходящее как бы с высоты. Ляжет он в порядок, если изменить масштаб происходящего, уменьшить его. Все мелкое, второстепенное исчезает. С высоты виднее. Многие понятия и явления с точки зрения Мира Духа начнут пониматься по-новому. Надо замечать не дым, а искры – не следствие, а причину. Осмысливая, можно увидеть, где бушует настоящее пламя Жизни.

Осмысление – это мысленное опробование явления. При сосредоточении надо понять, вокруг чего все вертится, что в центре, к чему все устремляется, увидеть главное, услышать основное. Смысл – это нечто незыблемое в кругу движения и суеты. Оно находится в центре, как бы в бездействии и отражается во всем. Только издалека видно свет от этого центра. Как Солнце и звезды – так светит смысл.

Наблюдения за движениями событий помогает увидеть – вокруг чего они вертятся. Характер движений поможет увидеть малый и большой круг вокруг смысла происходящего события или явления. Одни события следуют один за другим по быстрому циклу – это ближний (малый) круг событий вокруг очевидного центра – смысла явлений. Другие события идут редко и как бы неожиданно и против очевидной череды событий. Это дальний (большой) круг событий вокруг сокровенного центра явлений. И этот сокровенный смысл содержит и круг малых событий.

Очень важно уметь заметить и связать между собой события внешнего и внутреннего круга, очевидного и сокровенного смысла. Связать их в определенном порядке или по сроку – это уже выстроит их какой-то смысл. Когда события начинают повторяться, то это означает, что круг пройден и можно начать осмысливать события этого цикла.

Связать некоторые события между собой раньше или позже по сроку – это то же, что разрушить общий смысл. И ранее схваченное, и запоздалое – это полет стрелы мимо цели, тогда выстрел (суть выстрела) будет вне понимания.

Что же мешает нам видеть причину? Отсутствие внимательности и привычка видеть все в негативе. Поэтому очень полезным будет применить следующий совет: «…Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними». (Зов, 1921, июнь 15).

Несомненно, осмыслению помогает внимательность – этот инструмент духа, как ножом отсекает самое важное из общего потока восприятия. Если трудно понять из-за недостатка знаний, то полезно проделать опыт. Один, другой … Постараться понять разницу следствий. Изучить их без учета имеющихся предрассудков представлений, стереотипов. Тогда и приходит точное знание!

Человек испытывает радость в тот момент, когда ему открывается тайна происходящего. Учение говорит: радость – особая мудрость.

«Понимание радости в смысле сознания возможности, ибо лучшие стрелы так редко доходят». (Озарение, 1.IV. 6).

Иногда на какой-нибудь Ваш вопрос, получаете, что «он бессмысленный». Опять задайте вопрос: «Что непонятно?» И вот чего нет, то и является для человека основным смыслом по данному вопросу. Заметьте эти слова, они помогут лучше понять – каким внутренним смыслом наполнен человек.

Можно также спросить человека: «Что считаешь наиболее важным сейчас?» Этот вопрос помогает проявить внутренний образ человека, что его занимает в настоящий момент, к чему устремлен, вокруг чего вертится сейчас сознание, жизнь или труд.

Основной смысл момента времени и основной смысл идеи – это различные понятия, но в их основе есть некое единство уходящее в самую глубину природы. Может пройти время, затуманится идея и не будет мгновений, наполняющих импульсом жизнь. Поэтому сказано, что украсть время – то же, что и кража идей.

Понимание смысла явления растет постепенно. Оно зависит от незаметной работы нашего сознания, от устремления к осознанию возможностей.

Выражение смысла производится средствами языка. Но может быть и по-другому.

Среди многих языков Земли есть один общий. Этот единый язык есть язык символов. За каждой оболочкой символа имеется свой внутренний смысл. Сокровенное знание передается через внутренний и тайный смысл. Формы и знаки символов могут преломляться с течением времени, но сущность их остается незыблемой. Символичными могут быть изображения, слова, поступки. Истинное суждение надо выдавать людям на основе восприятия их сознанием. Так будет понятно.

Но для чего скрывается смысл в тех символических знаниях, что передаются сокровенными учениями? Смысл укрыт сознательно, иначе невежественные люди использовали бы зерна возможностей во вред другим, во вред эволюции. Так развитие умения проникновения в смысл слов, понимание разных языков зависит от развития центра гортани.

«Умение проникнуть в смысл слов лежит в восприятии внутренним центром, но не в построении речи. Предложите самое простое понятие на обсуждение тысячи людей и можете получить лишь одно соответственное толкование. Надо приучить себя к истинному пониманию речи. Йога поможет подойти к истинному понятию мысли. Понимание разных языков происходит от восприимчивости того же гортанного центра.

В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Рука легко принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с легкостью! Постоянно Йога учит этой радостной настороженности». (АЙ, 248).

Часто пониманию мешает отсутствие культуры речи и мышления у собеседников. Причины этому самые разные.

«…Логика отравила многие слова; решение истекает из обмена слов, но не из смысла. Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. По Учению проходят, как по плитам узорного пола. Во тьме не виден узор, нужен свет для распознавания. В темноте представляется узор несущественным, пригодным для танца легкомыслия. Наиболее священные символы могут попираться ногами незнания.

Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность…». (АЙ, 261).

До каких пор явления, события будут лишь «скользить» по нашему сознанию? До тех пор, пока они не будут осознаны. Таким образом, надо не просто мыслить о каком-то явлении, но осознавать его.

Понимание явления, понимание утверждения или высших понятий приводит к умению разделить на основное и неосновное, на главное и второстепенное, на высшее и низшее, на светлое и темное, что относится к количеству, а что к качеству.

Учиться осмысливать можно ежедневно на конкретных земных задачах, проблемах и препятствиях.

Познавая и преодолевая препятствия, скрывающие истинный смысл, человек эволюционирует. Тогда препятствия становятся источниками возможностей, и только от самого человека зависит – сможет ли он их использовать.

«Не может быть такого препятствия, которого не превозмогла бы воля человека. Говорю это не для утешения, не для ободрения, но как непреложность…». (АЙ,393).

Николай Атаманенко.
г. Белгород.

АРКТУР №20

Точка зрения


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 24.03.2020