АРКТУР №20

“Мудрость – вот универсальная медицина…”

Эзотеризм в медицине

Многие ученые утверждают, что имя Гиппократа, подобно Гомеру, собирательное имя. Историки же врачебного искусства придерживаются мнения, что это реальная Личность, которая вывела врачей из мрака невежества и суеверий храмовой медицины в обетованную землю рациональной терапии. Древние же источники утверждают, что Отец медицины был жрецом и утверждал храмовую медицину, все творил во славу Бога и во Имя Его. Так кто же он – Отец современной медицины?

Гиппократ родился на греческом острове Кос 27 дня дорийского месяца (восьмого месяца) 460 г. до н.э. Его отец принадлежал к династии Асклепиадов, гильдии жрецов-целителей, ведущих свое происхождение от обожествленного Эскулапа. Древние авторы немало писали о том, что Гиппократ был седьмым потомком «божественного врача» по прямой линии. Род его матери, Фенареты, восходил к самому Гераклу, сильнейшему из смертных. От слияния двух таких выдающихся родов вполне можно было ожидать рождения гения.

Сын и внук врача, Гиппократ от рождения проявлял необычайные способности. Он рано начал учиться искусству врачевания непосредственно в семье и по записям на стелах храма Асклепия. Позднее в Афинах он благоговейно внимал речам врача Геродика. Знания по философии приобрел, будучи учеником Горгия из Леонтин, блестящего софиста. Немало наставлений он выслушал и из уст Демокрита. Итак, не вызывает сомнения, что Гиппократ в совершенстве изучил дисциплины, которые и составили необходимую основу врачебного искусства.

Окончив курс наук, Гиппократ, по обычаю того времени, вернулся на Кос, принес клятву перед алтарем Эскулапа и стал, как когда-то и его отец, врачом-жрецом. Неизвестно, сколько времени он провел в храме бога целительства, ибо большую часть своей жизни он потратил на оказание помощи больным, переезжая с места на место.

В древней рукописи «Посольская речь» заслуживают внимания строчки о пребывании Гиппократа в Дельфах. «Прибыв в город, он обратился к богу с молитвой о спасении греков и принес жертву, только после этого начал исцеление больных. Гиппократ никогда не рассматривал лечение как способ завоевать еще большую славу, хотя он и заслужил у греков почет за помощь, оказанную им во время эпидемии чумы…». О чудесных исцелениях больных Гиппократом в этот период ходят легенды, но интерес вызывает его жертвоприношение. «Среди приношений Аполлону в Дельфийском храме была большая бронзовая статуя, изображавшая давно больного человека, плоть которого иссохла, и остались одни кости». Что выразил этим жертвоприношением великий врачеватель – бренность тела человеческого и величие его Души?

Благодарный мир окружил память о Гиппократе всевозможными почестями, ибо его знания были для того времени выдающимися, а его клинические методы неизбежно меняли сложившийся в медицинских кругах образ мышления. Все это заслуживает безоговорочного признания, но при этом напрочь забыто то, что Гиппократ родился под сенью святилища Эскулапа, что его отец был врачом-жрецом, а вести записи тщательных наблюдений, принесших ему благодарность всего человечества, он начал в обители Бога-целителя, и что если бы не было мистерий Эскулапа, не мог бы появиться и врач Гиппократ. И вообще, как могло случиться, что Гиппократ заслужил восторженные отзывы историков медицины, а Источник, который его породил, обойден молчанием? Учитывая это, не кажется ли неправомерным заявление, которое в той или иной форме встречается почти во всех современных текстах по древней истории медицины: «Гиппократ был первым, кто отделил медицину от философии, от суеверия и искусства жрецов и положил в основу практической медицины рациональный подход к болезни и методам ее лечения».

Для начала вспомним знаменитую клятву Гиппократа.

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

По-видимому, Гиппократ верил как в Богов, так и в бессмертие души! И чрезвычайно трудно поверить, что во времена, когда клятвам придавали особое значение, врач-жрец, поклявшийся «всеми богами и всеми богинями», и есть тот самый человек, который, согласно многим текстам, «отделил медицину от искусства жрецов». Гиппократ, как известно, на основании ряда клинических наблюдений сделал много важных открытий, касающихся природы и течения различных заболеваний, а также действия неизвестных до него лекарственных средств. Но это вовсе не доказывает, что он намеревался низвергнуть жреческую медицину или пытался отрицать связь духовных факторов с проблемой сохранения здоровья.

Гиппократ доказал, вероятно сам до конца не осознавая всех последствий, что многие болезни с успехом можно лечить, пользуясь исключительно природными средствами, и объяснил, почему врачи должны неустанно заниматься поиском этих средств. Множество фактов, безусловно, свидетельствуют в пользу подобных методов, однако, как показало время, у них есть и серьезный недостаток – постепенный и очевидный отход медицины от духовных и этических установок, предписываемых врачу мистериями. И подобное разделение (физического и духовного), со всех точек зрения, было для медицины скорее достойной сожаления потерей, чем ценным приобретением.

Каковы же были медицинские воззрения Гиппократа с острова Кос? Так, причины болезней он разделил на две основных группы. К первой группе он отнес внешние причины, а именно – климат, воду, почву, наследственность, а ко второй – внутренние, или личные, как-то: привычки, питание и физические нагрузки. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает в нем правильное смешение «четырех соков» или телесных жидкостей (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) – тогда человек здоров. Причина же болезни, согласно доктрине Гиппократа - расстройство обращения этих «соков»: нарушение надлежащей пропорции, или распределения, или качества. И если удавалось привести их в более благоприятное соотношение, лечение могло дать положительный результат.

Еще одним важным вкладом Гиппократа в современную медицину стал особый способ общаться с больными, который объединяет в себе все то, что в наши дни соответствует понятию «ухода за больным». Во времена Гиппократа врач входил в палату и, если пациент не переживал в тот момент обострения болезни, садился у его постели и разыгрывал своего рода «спектакль», с недюжинным артистизмом расспрашивая того о возрасте, образе жизни, недавних контактах с источником инфекции, режиме питания, а также о том, чем он болел раньше и что конкретно его беспокоит. За беседой обычно следовал общий осмотр. Кроме того, врачу приходилось деликатно выведывать у больного сведения о других, ранее лечивших его врачах и их предписаниях, поскольку считалось неэтичным подвергать сомнению умение своего собрата по профессии. Затем врач прописывал «новое» лекарственное средство и давал надлежащие рекомендации. С тех пор этот «гиппократовский метод» изменился лишь в том, что сегодня, чаще всего, врач ругает своего коллегу, который прежде лечил больного.

Гиппократ был более почитаем как замечательный прогнозист и часто выслушивал обвинения в фаталистическом подходе к исходу болезни. Не исключено, что такими воззрениями он пропитался в храмах Эскулапа, так как одно из правил этих святилищ гласило, что очевидно безнадежные больные лечению не подлежат. Современники обвиняли Гиппократа в том, что ему гораздо интереснее наблюдать за своими пациентами, чем попытаться им помочь, и не раз ставили ему в вину, что он позволял больным умереть, не сделав ничего, чтобы поддержать их жизнь. В этом он разительно отличается от современного врача, который продлевает жизнь больного всеми доступными ему средствами, полагая, что надежда умирает последней. Но, возможно, именно в этом проявлялся его талант прогнозиста, заставлявший Гиппократа отказываться от больных, которых он считал безнадежными, а, может быть, намного опережая свое время, он обладал способностью видеть кармические причины болезни. Он наставлял врачей, что они должны досконально знать прошлое и настоящее человека.

Подход Гиппократа к лечению получил название «осторожного и выжидательного». Его излюбленными средствами были режим питания и ванны; во множестве использовал он и травы. В свое время Леклерк составил список, в который вошло около четырехсот различных сортов молока, вина, фруктов, овощей, жиров и других «ингредиентов», входящих в рецепты прописываемых Гиппократом лекарств.

Но все же, в первую очередь, Гиппократ был наблюдателем за ходом болезни, а двое его сыновей, тоже врачи эскулаповского толка, помогали ему в составлении многих историй болезней, ставших основой его сочинений.

Гиппократу приписывают авторство восьмидесяти семи книг. Основные труды, автором которых ныне считают Гиппократа с Коса, посвящены множеству разных тем, о которых можно судить по названиям: «О способе сохранения здоровья», «Предвещающие симптомы», «Эпидемии», «О питании», «О воздухе, воде и местности». Труды Гиппократа описывают симптомы, являющиеся важными для диагноза и прогноза (даже в настоящее время), длинный ряд признаков различных периодов болезней и описание кризисов, различные способы помощи больному. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты и пр.) при разных формах болезней и при исследовании больного пользовался уже такими приемами, как постукивание, выслушивание, ощупывание. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни большую славу. Много трудов посвящено подробному изложению операций и хирургических заболеваний. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности была очень развита; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, имеющие место и в медицине нашего времени. В своих сочинениях Гиппократ указывал на необходимость правильного питания.

К лучшим его сочинениям относятся «Афоризмы» – короткие и смелые изречения, необычайно выразительные и исполненные глубокого смысла. Самый известный из его афоризмов: «Жизнь коротка, искусство вечно, случай шаток, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Известны и другие изречения: «Беспричинная усталость предвещает болезнь»; «Чего не излечивает лекарство, излечивает нож. А чего нож не излечивает, излечивает огонь. А чего огонь не излечивает, то должно считать неизлечимым»; «Небрежность, отсутствие терпения – таковы недостатки больных, они благоразумны только когда испытывают боль или страх смерти» (к сожалению и сегодня есть такие больные); «Наступление же смерти бывает, если душа частью через кожу, частью через те отверстия в голове, откуда, как мы говорим, идет жизнь, покидает телесное жилище…» Могут ли подобные афоризмы принадлежать врачу – материалисту?

Этот же вопрос возникает и после прочтения множества мифов, которые возникли вокруг имени великого врача и приписываемых ему чудес, которые не уступают чудесам, сотворенным самим божественным Эскулапом. Многие из этих мифов складывались в Греции во времена античности, и представляется маловероятным, чтобы современники или последователи Гиппократа в то время считали его врачом, который отделил медицину от философии и жреческой медицины.

Да и как можно считать Гиппократа таким врачом, если он рекомендовал сочетать рациональное лечение с молитвами и даже называл богов, к которым нужно обращать молитвы, в зависимости от случая, подлежащего лечению. «Нужно следовать режиму и молиться богам; в случае благоприятных признаков – Солнцу, Зевсу, Афине, Аполлону; в случае противоположных признаков – божествам, которые отводят болезни, Земле…».

Можно только пожалеть, что мы так мало знаем о мудром враче, чье имя связывают с сохранившимся с тех пор отделением искусства целительства от его основателей – жрецов. Но чем глубже изучаем мы направление его мыслей и применяемые им методы, тем лучше понимаем, насколько он неправильно был понят последователями.

Гиппократ смотрел на медицину и философию как на две неразрывные науки, старался их и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. «Надо перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между врачом и философом…».

Гиппократ твердо знал и верил в то, что боги помогают тому, кто помогает себе сам. Он учил, что людям со всеми их телесными недомоганиями не следует надеяться только на божественную помощь, напротив, они должны выискивать природные средства, чтобы перевязывать раны, полученные из-за собственного неблагоразумия. Он примерами пытался доказать, что в самом человеке заключена сила, способная излечивать болезни его тела, что каждый человек сам для себя одновременно и жрец, и врач. «Мудрость – вот универсальная медицина и единственное средство от невежества, общего заболевания человечества».

Медицина Гиппократа – это и философия, и религия. Следовательно, то пресловутое великое «разделение» жречества и медицины, философии и медицины совершил не Гиппократ, а люди в своих умах. Гиппократ же, напротив, в трактате «Эпилепсия» в нескольких словах раскрывает свое истинное отношение к этой теме: «…Такое разграничение не имеет ровно никакого значения, и нигде в природе нет нужды в таком разделении, поскольку все в ней одинаково или от бога, или от человека». Этим высказыванием знаменитый врач отвергает то самое разделение, которое было проведено от его имени.

Любое разграничение ведет не к прогрессу, а к путанице; его плодами становятся вражда, нетерпимость и упадок. Не это ли мы сегодня имеем в медицине? Медицина сегодня все больше и больше полагается на сильнодействующие медикаменты, а люди уже понимают, что существует еще нечто более таинственное, чем разум и начинают, пусть осторожно, идти по дороге ведущей в мир Духа. И на этом пути для нас открывается новый Гиппократ, врач-жрец, учивший людей искать естественные способы сохранять здоровье и сочетать их с духовной медициной, с ее концепциями веры, молитвы, покаяния, божественного заступничества, чудес.

В своих сочинениях древние авторы по-разному указывают продолжительность жизни Гиппократа, но чаще всего фигурируют такие цифры: 85, 90, 104 и 109 лет. Его могила находилась севернее Лариссы (в Фессалии). История сохранила легенду, что на его могиле долго гнездился пчелиный рой, мед которого имел целебные свойства. Кормилицы ходили туда, чтобы лечить детей, натирая их этим медом.

Эпитафия ему гласила: «Здесь покоится фессалец Гиппократ, уроженец Коса, тот, кто происходит из рода бессмертного Феба. Оружием Гигии он одержал много побед над болезнями и достиг великой славы не везением, а знаниями».

Составитель Желтякова И.Н.

АРКТУР №20

Эзотеризм в медицине


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 24.03.2020