АРКТУР №17

Символ веры
(о Толстом)

Герои, святые, подвижники

Л.Н. Толстой. Портрет работы Н.Н. Ге

В пятидесятилетнем возрасте Толстой поверил в Учение Христа: "Жизнь моя вдруг изменилась: мне перестало хотеться того, чего прежде хотелось, и стало хотеться того, чего прежде не хотелось. То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо.

Разбойник на кресте поверил в Христа и спасся.

Я так же, как разбойник на кресте, поверил Учению Христа и спасся… Я как разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живет также. Я так же, как разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю и что вокруг меня люди также несчастливы и страдают, и не видел никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. Я так же, как разбойник к кресту был пригвожден какой-то силой к этой жизни страданий и зла… Я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услышал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью".

Несколько лет упорного труда понадобилось Толстому для собственноручного перевода Евангелий с древнегреческого языка на русский. "Шаг за шагом" одолевался и усваивался по-новому каждый стих; одновременно проводилось сличение и соединение Евангелий. Результатом серьезного исследовательского труда были два "больших сочинения": "Критика догматического богословия" и новый перевод и соединение четырех Евангелий. Он писал: "Это не было методическое исследование богословия и текстов Евангелий, - это было мгновенное устранение всего того, что скрывало смысл Учения, и мгновенное озарение светом Истины".

В своем замечательном труде "В чем моя вера" Толстой очень подробно раскрывает, как был найден им ключ к пониманию Учения Христа. Им приводится любопытное размышление: "Но долго я не мог привыкнуть к той странной мысли, что после 1800 лет исповедания Христова Закона миллиардами людей, после тысяч людей, посвятивших свою жизнь на изучение этого Закона, теперь мне пришлось, как что-то новое, открывать Закон Христа".

В ХII главе этого труда Толстой по пунктам разъяснил, в чем заключается его вера: "Я верю в Учение Христа, и вот в чем моя вера.

Я верю, что благо мое возможно на Земле только тогда, когда все люди будут исполнять Учение Христа.

Я верю, что исполнение этого Учения возможно, легко и радостно.

Я верю, что до тех пор, пока Учение это не исполняется, что если бы я был даже один среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это Учение, как ничего другого нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел дверь спасения.

Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и, что только жизнь по Учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни.

Я верю, что Учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо. А потому я не могу не исполнять его.

Заповеди Христа дают мне средства спасения от соблазнов, лишавших меня моего блага, и потому я не могу не верить в эти Заповеди".

Е.И. Рерих в письмах к своим корреспондентам писала: "Судите, справедливо ли после этого говорить об отходе Толстого от Христа. Но дело в том, что обвиняющие Толстого в антихристианстве сами или не читали его трудов, или же не могли понять внутреннего мира этой большой души, жаждавшей идти Путем Света, или сами были истинными антихристианами, следуя обмирщенному Учению Христову. Так пусть не клевещут на человека большого духовного прозрения.

Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не обезжизненного идола, каким он представлен сейчас церковью, было благородной целью жизни Толстого. И он нашел Его. Но семейный разлад, вызвавший его бегство из дома, нельзя толковать, как тяжкое последствие его отхода от церкви.

Итак, не только семейный разлад есть участь большого духа, но он подвергается и самым тяжким нападкам со стороны сил темных, которые так опасаются, что Новый Свет может лишить их привычного уюта и, главное, урезать их значительные доходы. Помнить надо, что "клевета следует за большим человеком, как пыль за всадником". Не могут малые люди охватить горизонт, доступный расширенному сознанию, - отсюда и зависть их.

Толстой – веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим этого мученика. Если бы вы знали, как его чтут на Западе и особенно на Востоке, где люди не загипнотизированы страхом вечного проклятия и наказания, где они могут свободно обсуждать и писать свои исследования по религиозным вопросам".

Толстой любил беседовать с людьми молодого поколения. Он радовался, когда они проявляли любознательность и всегда приходил на помощь, когда видел, что они испытывают духовное или материальное затруднение. Незадолго до своей смерти он завещал молодежи: "Верьте только себе и не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас, если только несогласные с ними ответы ваши, не представляющиеся вам вопросы, основаны не на ваших личных желаниях, а на желании исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той силы, которая послала вас в жизнь.

Верьте себе, особенно, когда ответы, представляющиеся вам, подтверждаются теми вечными началами мудрости людской, выраженной во всех религиозных учениях и в наиболее близком вам Учении Христа, в его высшем духовном значении…

Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира.

Ищите Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам. Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света – единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека".

Толстой единственный из русских писателей, кто соприкасался с духовным движением в народной среде. Это русский гений на его вершине. О себе Толстой сказал: "Я такой как есть. А какой я, знаю я и Бог". Он был побудителем религиозной совести в обществе.

Личность Толстого необыкновенно значительна. Он не отделял своей жизни от жизни народа. В нем он видел великую правду.

"Толстой Л.Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски отобразил жизнь, которую он видел, и которая была ближе ему по времени".

Материал подобрала Л. Бехтерева.

Литература:
1.Евангелие Толстого. Избранные религиозно-философские произведения Л.Н. Толстого. М. 1992. С.193-194, 225, 350-351.
2.Письма Е.И. Рерих 1932-1955. Новосибирск, 1993, с. 414-415.
3.Николай Рерих. Листы Дневника. Т.3. М. 1995, с. 234.
4.Грани Агни Йоги, т.1. Новосибирск, 1960, с. 208.
АРКТУР №17

Герои, святые, подвижники


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!