5 октября 2002 г.

Н.К. Рерих - философ, художник, гуманист

Портрет Н.К.

"Не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней. Без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я не создаю и не трогаю оплотов людских… Песня лишь часть меня. Все я делаю для себя, а живу для людей".

Фотография Н.К.

Эти слова были написаны Н.К. Рерихом, когда ему было 19 лет. Уже тогда он знал цель всей своей жизни - жить для людей, нести "Мир через Культуру".

Творческое наследие Н.К.Р. огромно. В разных странах и на разных языках вышло 30 книг, многое еще не издавалось. Среди них книги о путешествиях и статьи о культуре и искусстве многих стран, сказки и стихи, очерки и листы дневника, которые сам художник любил называть просто "листами". Около семи тысяч картин отражают нашу историю, мышление, культуру и духовное наследие многих народов мира. Тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства.

Фотография Н.К.

Много говорилось и писалось о Н.К.Р., но, ничто не может так полно отразить жизнь и деятельность Рериха, как его художественные и философские произведения. Пусть он сам расскажет о главном в своей жизни.

Весна священная. 1945 г.

"Великая Родина! Все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю свою неисчерпаемость во всех твоих просторах и вершинах мы будем оборонять. И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему что творим о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном". Родина… Любовь к Руси Н.К. пронес через всю жизнь.

Добрые травы.

"Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила". "Много на Руси истинной природы, надо беречь ее…"

Финляндия. Пунка-Харью. 1907 г.

"Возьмите любую область, возьмите суровую Финляндию с ее тихими озерами и молчаливыми соснами, возьмете ли Киваг и бодрый северный край… А Урал то! А протяжные степи с отзвуками кочевников! А Кавказ с милой патриархальностью еще многих племен! Да что говорить о таких заведомо красивых местах, когда наши средние губернии под час неожиданно дают места красоты и характера чрезвычайного".

Нижний Новгород.

"Говоря о заботливом отношении к природе, попутно нельзя не сказать тут же двух слов о сохранении мест, уже освященных природою, о сохранении исторических пейзажей и ансамблей… Но мало охранить и восстановить самый памятник, очень важно… не искажать его впечатления окружающим".

Нижний Новгород.

Общество архитекторов-художников согласилось с нашим предложением. Решено открыть всероссийскую подписку на исследование древнейших русских городов - Новгорода и Киева. Признано, что в деле общекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но, прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства".

Смоленск. Кремлевские стены

Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
Деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
И реки. Кто сложил бывшие
Города. Кто имя дал
Незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов.
Везде герои прошли.
"Знать - сладкое слово.
"Помнить - страшное слово.
Знать и помнить.
Помнить и знать.
Значит - верить.

Фотография. В Талашкино. 1914 г.

"Мозаика всегда была одним из любимых моих материалов. Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов и вся наша жизнь является своего рода мозаикой. Не будем думать, что можно сложить повествование или жизнеописание, которое не было бы мозаичным. Не только мозаична целая жизнь, не только мозаичен год жизни, но и день жизни уже состоит из мозаики".

С 1911 по 1914 годы Н.К. работал над мозаичной стенописью алтарной части церкви Святого Духа в Талашкине.

Владычица Небесная (мозаичная роспись).

"Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное…

Подымается к Тебе мольба великая. Богородице моление пречистое.

Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".

Спас нерукотворный. 1912 г.

"Истинно, истинно! Красота есть Бог! Искусство есть Бог! Знание есть Бог! Вся слава, все великолепие, все величие есть Бог"!

Св. Никола. 1916 г.

Святые Рериха не для умиления и богомолений. Они - символы доброго начала, труда, борьбы за правое дело. Одна из любимых исторических фигур Н. К. - Святой Сергий Радонежский.

Св. Сергий Радонежский. 1932 г.

"Как бы не болело сердце русское, где бы не искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег Духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности".

Сергий-строитель.

Подвиг, труд, созидание - Этим живет Н.К., это главное в его творчестве. И Святой Сергий Рериха - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства.

"Пусть моя картина Сергий-Строитель напомнит о нерушимом строительстве".

В лесах совершался Подвиг,
В глуши пламенела Чаша,
И Сердце было как Солнце,
И Дух был творцом людей;
И Ангелы сослужили
И видимы были многим;
И демоны нападали,
И были отражены.
Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом -
И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!

Александр Невский поражает Ярла Биргера. 1940 г.

"Не замай"! - перед войной говорили мы врагам, напоминали грозные примеры истории, но, видно, судьбе было угодно явить народ русский великим победителем - на страх всем врагам. "Не замай" Руси! Но испытай на себе необоримую мощь русского воинства, мощь всенародную…

Народ русский помнит напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовой битвою: если испытал все мирные средства - тогда сразись и победишь"!

Богатыри просыпаются. 1940 г.

"Богатыри проснулись" сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину "Как перевелись богатыри на Руси", но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный…" Подошел срок и снова они пришли на землю Русскую.

Партизаны. 1943 г.

В 1942 году пишется картина "Партизаны".

"Велик синодик русского геройства. Вот воинство наше отметает врага от Киева, спасает матерь городов русских. Уж, наверно, враги укреплялись в Киеве всеми своими средствами. Слишком важен для них был Киев-град великий…

Зарился враг на Москву, на Ленинград, на Сталинград, думая поразить русское сердце, расшатать устои народа. Но - "Огонь - на меня!" - грудью отстояли богатыри священную свою землю".

Фотография Н.К. (В Кулу)

Живя за рубежом Н.К. защищал Родину от клеветы и нападок, прославлял ее народ, устраивал в городах Индии выставки своих картин, направляя вырученные от их продажи деньги на нужды Красной Армии.

Ярослав Мудрый.

С 1941 по 1944 годы было написано много картин, передающих героический дух народа русского, целый героический цикл. В этот период создаются полотна: "Партизаны", "Настасья Микулична", "Борис и Глеб", "Александр Невский", "Ярослав Мудрый", "Бэда проповедник". Художник объяснял данное произведение так: "Каждый из нас помнит прекрасную поэму "Бэда-проповедник", когда камни грянули в ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, неужели люди ниже камней?"

Бэда проповедник.

Был вечер. В одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой.
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами.

И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным покрытые мхом.

Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
"Старик! - он сказал, - Я хочу отдохнуть,
А ты, если хочешь, начни проповедать:

С вершин увидали тебя пастухи,
Какие-то старцы стоят у дороги,
Вон жены с детьми, говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи".

И старца лицо просияло мгновенно,
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной,
Высокая речь потекла вдохновенно -

Без веры, таких не бывает речей!..
Казалось, слепцу в славе небо являлось,
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.

Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик,

Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
"Довольно, пойдем, никого уже нет!"
Замолк грустно старец, главой поникая,
Но только замолк он - от края до края:
"Аминь", ему грянули камни в ответ!

Настасья Микулична.

"…Оборона Родины повсюду - и на полях битв, и на полях труда… В грозе и молнии рождаются герои. Во всех трудах крупное место принадлежит женщине. За пять недель войны сколько женских подвигов отмечено! Подвиги самоотверженные, требующие знаний, мужества и выносливости".

Из Г.А.Й. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины. "Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает, она несет Миру - мир и в длани ее - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира".

Огни победы. 1940 г.

"Развернулись блистательные крылья победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные воины возвращают Родине сотни городов и селений. Неудержимо стремится славное воинство через все вражеские препоны. Так много побед сообщает московское радио каждое утро, что весь день ходим в высоком подъеме и шлем от Гималаев сердечные мысли богатырям русского народа".

Ковка меча. 1941 г.

"Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: "Москва устоит!", "Сталинград устоит!" Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава! Слава!"

Святогор. 1942 г.

"Вспоминаю, как писал нам внук Чарлза Диккенса: "Ваша страна всегда нам велика, ибо знаем ее предназначение, а теперь велика всему миру. Истинно, ваша страна спасла мир, но совершит она и еще величайшее. Россия поведет весь мир!"

Поход Игоря. 1942 г.

"На днях мы слушали Грабаря из Москвы. Он приветствовал русские победы, говорил о германских разрушениях и отметил, как русские воины заботливо относятся к историческим памятникам. Радостно отметить, что русские воины бережно относятся к культурным сокровищам! Победное воинство есть и воинство культурное. Великое дело! Славное достижение!"

Пакт Культуры.

"Наш Пакт Мира, обнародованный в1929году, устанавливает особое знамя для защиты всех культурных сокровищ… Воздвигая Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны".

София-премудрость. 1932 г.

"Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь - здесь всенародное достояние!" Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого мира, среди всяких столкновений… Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными. "Мир через Культуру!"

Мадонна Орифламма.

Владычица червонно-пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица мы прибегаем.
Кто же поднимет Знак Мира,
Знак сохранения Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придет к нам
Помочь Знамя поднять,
Знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри,
Но Ты Знамя поднимешь и наполнишь,
Сердце людское сознаньем
О Священном Хранении Духа.
Ведь Ты знаешь, сколько уже
Разрушений землю унизило.
Знаешь Ты все поношения
Самого лучшего,
Самого нужного людям.
Если стадо не знает опасности,
То Ведь Ты, пастырем будучи,
Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные всюду
Приказ принесут Твой:
Сохранить и строить и складывать
Светлое Завтра.

Тибет.

"Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это - прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры… Но при всем разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру".

Белый камень (Знак Чинтамани). 1933 г.

"Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете тоже изображение. На знаменитой картине Мелинга, на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Он же - на старинной иконе Святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Святой троицы. Он же на буддийских знаменах.

Сокровище Мира - Чинтамани. 1924 г.

Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих.

Фотография. Рабочий кабинет в Кулу с портретом работы Святослава 'Н.Р.' 1933 года.

Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских".

Фотография Н.К. и Джев. Неру.

"Когда я думаю о Николае Рерихе, - писал Джавахарлал Неру, - я поражаюсь размаху его деятельности и творческого гения.

Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений…

Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, много не только о прошлом, но и о чем-то постоянном, вечном".

Сантана.

"Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть может не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в неестественности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда понятны те его картины, в которых знакомит он нас с легендами и философской мыслью Востока. Но с уверенностью можно сказать только одно! Рерих на полотнах своих отобразил душу народов Востока".

Гималаи.

"Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые, священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением".

Гималаи.

"В Гималаях кристаллизовалась Великая Веданта. В Гималаях Будда вознесся Духом. Самый воздух Гималаев пропитан духовным напряжением… Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет укрепляющим средством. Ведь все по-своему стремиться к прекрасному".

Гималаи.

"Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивнее сапфиров, когда из далекого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни".

Красные кони. 1945 г.

"В Ладаке впервые мы встретились с замечательным обычаем. В ненастную погоду ламы выходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения коней в помощь страждущим путникам… Конь, как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони валькирий, неся помощь неведомым бедствующим".

Священная пещера. 1931 г.

"Что стоит за этим миром безмолвия? Следы исчезнувшей цивилизации, или загадочная жизнь, скрытая от любопытных глаз современников? В Средней Азии существует предание о таинственном подземном народе Агарти, у русских - предание о таинственной Чуди, ушедшей под воду. И русский, и нормандский крестьянин знают это одинаково твердо. Не суеверие это, но знание, выраженное в прекрасных символах. Зачем сочинять, когда истинного так много…"

Чудь под землю ушла. 1913 г.

"О подземных жилищах в области Лхасы и Кукунора говорят многие иточники. Лама из монголии вспоминает предание: "Когда строили основание монастыря Гамадан во времена Учителя Дзонкапы, то заметили, что через щели скалы поднимаются струи курений. Пробили ход и нашли пещеру, где неподвижно сидел Старец. Дзонкапа вывел его из экстаза. Тот попросил чашку молока. Спросил какое сейчас Учение на земле. И затем исчез".

Иисус Христос.

"Каждый, соприкасавшийся с народами Азии, в часы сердечности и доверия, слышит многообразные, но всегда благостные рассказы о Великом Иссе…

Действительно, и на юге Индии вы можете слышать замечательные слова индуса о Христе… Тибетский лама, вместе со священными своими книгами, полагает в субургане заветы Христа, и сартский бакша тоже славословит по пустыне…" "Мы убедились, насколько по Индии, Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа во время его долговременного отсутствия, указанного в писании".

Знаки Христа. 1924 г.

"Звезда Аллахабада указала нам путь…"

Брамапутра.

"Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок Святой Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места… Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра… К ней еще больше уважения, чем к Голубой Реке. Голубая Янцзыцян - длиннейшая река в мире, но Брамапутра - сын Брамы, овеяна богатым узором преданий… Приближаясь к Брамапутре можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. И еще одно обстоятельство дает этим местам, еще более удивительное впечатление: здесь, в направлении Эвереста жил провидец-отшельник Миларепа… Ближе к области Шигадзе на живописных берегах Брамапутры еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами".

Тангла. Песнь о Шамбале.

"Восходя Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины, то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищею познания великих энергий… Учение Шамбалы - это целое учение о жизни". "Все взоры обращены туда, где превыше облаков вздымаются величественные белые вершины. Возносятся, как особая заоблачная страна. Все чаяния обращены к Гималаям".

Лама. 1941 г.

"- Лама, расскажи мне о Шамбале!

- Великая Шамбала далеко за океаном. Это могучее небесное владение. Оно не имеет ничего общего с нашей землей. Только в некоторых местах, на дальнем Севере, можно различить блистающие лучи Шамбалы.

Майтрейя-победитель. 1925-1926 год.

- Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого неописуемого царства… Но мы знаем так же о реальности земной Шамбалы… Так что не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной, потому что тебе столь же хорошо известно, как и мне, что Шамбала на земле связана с небесной Шамбалой. И в этом звене соединяются оба мира.

Тень Учителя. 1932 г.

- Подобно алмазу сияет свет башни Шамбалы… Он там - Ригден Джапо, неутомимый, всегда бодрствующий над делом человечества. Его глаза никогда не смыкаются. И сила его мысли проникает в дальние страны. Расстояние не существует для него… Он может мгновенно подать помощь достойным. Его могучий свет может рассеять всякую тьму. Его неизмеримые богатства могут помочь всем нуждающимся, Которые выражают желание служить делу спасения человеческих существ".

Матерь Мира.

Как увидим Твой лик?
Всепроникающий Лик,
Глубже чувств и ума.
Неощутимый, неслышный,
Незримый. Призываю:
Сердце, мудрость и труд.
Кто узнал то, что не знает
Ни формы, ни звука, ни вкуса,
Не имеет конца и начала?
В темноте, когда остановиться все,
Жажда пустыни и соль океана!
Буду ждать сиянье Твое.
Перед Ликом Твоим
не сияет Солнце.
Не сияет луна.
Ни звезды, ни пламя, ни молнии.
Не сияет радуга.
Не играет сияние севера.
Там сияет Твой Лик.
Все сияет светом Его.
В темноте сверкают
Крупицы Твоего сиянья.
И в моих закрытых глазах
Брезжит чудесный Твой свет.

Как на плане земном жизненное созидание творится единением мужского и женского начала, так и на плане Высшем, эволюция Космоса слагается объединенными огненными усилиями Владыки Шамбалы и Матери Мира. "От начала существования Великого Белого Братства Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты. Матерь, общая Владыкам не символ, Но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг.

Матерь Мира.

По истории человечества Ее рука проводит неразрывную нить. При Синае голос Матери Мира звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар. После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар Культу Духа… Матерь Мира сокрыла Лик свой и запретила произносить Имя свое, пока не пробьет час Светил".

"Ты, покрывшая Лик свой, Ты, Соткавшая Пряжу Дальних Миров, Ты, Посланница несказанного, Повелительница неуловимого. Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят… Она, Лик сокрывшая, встанет Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Она - водительница идущих на подвиг".

Сокровище гор. 1933 г.

"В старых писаниях находятся указания о новой сужденной эре, о великих Аватарах, приходящих для спасения человечества. О священном городе Калапа и о попытках Архатов поднять спящий человеческий дух один раз в столетие. Мы видим в Учении великих Махатм те же указания, которые мы узнаем в писаниях и преданиях о Шамбале". "Вспомним тибетские пророчества о Шамбале и Майтрейе".

Огонь. 1943 г.

"Сокровища с Запада возвращаются.
По горам зажигаются огни радостей.
Посмотрите на дорогу - идут носящие Камень.
На ковчеге знаки Майтрейи.
Из священного царства срок указан,
Когда расстелить ковер ожидания.
Знаками семи звезд открываются врата.
Огнем явлю моих посланных.
Соберите предуказания счастья вашего.
Найдите ум встретить назначенное,
Когда появятся вестники воинов Северной Шамбалы.
Найдите ум встретить их и принять новую славу.
Дан мой знак молнии".

Армагеддон. 1936 г.

Однако перед наступлением новой эры человечество переживает особенно темные и тяжкие времена. Где же выход? Где светлый путь, который откроет нам врата в будущее?

"Но именно сейчас особое время, чтобы вспомнить о Боге…

Потрясаема земля всевозможными кризисами. В этом убожестве, в этом всяческом обеднении еще раз мощно встает величайшее Понятие, которое, хотя бы частично осознанное, преображает жизнь человеческую в сад прекрасный. Отрыв от Бога, отрыв от свободного, неограниченного, светлого познания, отрыв от сужденной радости совершенствования, обращает земное существование в Остров Слез.

Поцелуй Земле (эскиз декорации).

Но ведь не несчастья заповеданы, не горе суждено. Суждена высокая радость, сужден творящий трепет мысли, сужден благовонно-омытый Престол Сердца. И не Остров Слез, но Сад Прекрасный, Сад преображенного Труда и Знания в руках людей, обратившихся к Богу".

И мы открываем врата.

Нам сказали: "Нельзя".
Но мы все же вошли.
Мы подходили к вратам.
Везде слышали слово "нельзя".
Мы хотели знаки увидеть.
Нам сказали: "Нельзя".
Свет хотели зажечь.
Нам сказали: "Нельзя".
- "Стражи седые, видавшие,
знавшие! Ошибаетесь стражи!
Хозяин дозволил узнать.
Видеть хозяин дозволил.
Наверно, он хочет, чтобы
Мы знали, чтобы мы видели.
За вратами посланец стоит.
Нам он что-то принес.
Допустите нас, стражи!"
"Нельзя", - нам сказали
и затворили врата.
Но все же много врат мы прошли.
Протеснились.
И "можно" оставалось за нами.
Стражи у врат берегли нас.
И просили. И угрожали.
Остерегали: "Нельзя".
Мы заполнили всюду "нельзя".
Нельзя все. Нельзя обо всем.
Нельзя ко всему.
И позади только "можно".
Но на последних вратах
Будет начертано "можно".

"Так каждый из нас в тишине ночи мучительно спрашивает себя: закрыты ли нам врата света и правды? И в то же время дух наш подсказывает нам, что ничего запрещенного нет… И самообновление всей нашей жизни должно быть просто: должно быть начато здесь, среди нас, ибо дух человеческий - это мост ко всему светлому и руководящему никогда нас не покидает".

Превыше гор. 1924 г.

"…Новая эра могучих энергий и возможностей выражена в понятии Шамбалы". "Не мечты, но самые практичные советы даются в этом Учении с Гималаев. Агни Йога и несколько других книг, в которых дается это Учение о жизни, очень близки каждому сильному ищущему духу". "Последний зов нашей эволюции есть повелительный зов к творчеству, к сознательному труду и к подвигам здесь, на земле, без всякого замедления".

Агни Йога.

Восходит из лона морского
Омытая новая твердь…
Рождение мира иного
Даруется ныне узреть.

И Матерь к урочному сроку
Невиданно дивной Зари
Возносит в руке Агни Йогу
Для девственно чистой земли.

Фотография Н.К. 40-е годы.

"Мои друзья! Знаю вас. Знаю, как нечеловечески трудно вам превозмочь все условности жизни и не погасить ваш светоч. Знаю, как болезненно для вас идти под презрением тех, кто построил свою жизнь на темных понятиях денег. Знаю вас - одинокие - перед огнем, который кажется вам одиноким. Мои молодые друзья! Всегда молодые. Разве не видите, что около того же вашего огня сидят многие? И не одиноки сидящие у одного огня. И если рука ваша еще не ощутила пожатия, то дух ваш уже принял поцелуй брата.

Какие гигантские массы сдвинуты братскими усилиями. И каждое напряжение в направлении красоты и знания сияет сознанием, что единый луч духа ведет нас". "Если я обращусь к вам: "Объединимся". На чем? Может быть вы согласитесь, что наиболее легкий путь будет через красоту и знание. И эти принципы создадут искренний и общий язык".

Завет Учителя.

"Приказ Учителя" - последняя картина Н.К.Р., которую он так и не успел закончить. Парящий белый орел над одиноко сидящей фигурой человека - это символ Высокого Зова.

Странник светлого града. 1933 г.

Встань друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
Один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
Один знак найдем мы.
Разве не видишь ты
Путь к тому, что
Мы завтра отыщем?
Звездные руны проснулись.
Бери свое достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора.

Полунощное.

"Дан Приказ Учителя к победе духа. И каждый поймет и примет его на языке своего сердца". "Как же подойти близко к Источнику? Как же утвердиться высшему пониманию? Только законом Иерархии. Рука ведущая есть рука Подымающая, являющая путь к Высшему Закону. Когда дух назначает себе утвержденное право, он может достичь только исполнением Приказа Высшего".

Портрет Н.К.

назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 28.01.2020