Рериховские чтения 14.12.19

Культура – есть любовь к человеку

« … можем просить человечество - будьте лучше и не грязните волны прекрасного Света». /Озарение 2. IX.7/

Любое понятие, даже самое высокое, если остаётся в сфере теоретической, – увы, не жизненно... Или после теории должна последовать практика, или же теория отмирает за неприменённостью. Если мы не разберемся и не осознаем что есть Культура в применении к каждому мгновенью нашей жизни, и что лишь человек является ее главным и единственным выявителем, то слово «Культура» останется для нас пустым звуком.

К сожалению, наша эпоха смешала и нивелировала истинное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает ее первичный и священный смысл, а европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное – с временным и преходящим, подменяя одно другим.

Споры вокруг культуры и цивилизации ведутся давно. Одно время считали, что культурой является только искусство в чистом виде – произведения художников, композиторов, архитекторов, музеи, театры, кино… Затем это понятие расширили до человеческой деятельности в её самых разных проявлениях. Но ведь нельзя считать культурными те творения, что способствуют разрушению и человека и природы, не так ли?

Одним из первых, кто внес ясность в этот вопрос,  был Иммануил Кант. Он разрешил данный вопрос гениально просто, определив культуру как то, и только то, что служит благу людейи что в своей сущности гуманистично, то есть, вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

А ведь кто-то может сегодня спросить: неужели именно теперь, во время общего материального кризиса, когда Армагеддон гремит повсеместно, когда в невежестве и лжи поносятся самые высокие понятия и столько стрел ненависти, разделения, разрушения пронзают пространство – уместно ли говорить о Культуре, о Красоте, о Свете?

Но еще в прошлом веке, на подобные вопросы твердо и уверенно давал ответы Николай Константинович Рерих – не только уместно, но важно и нужно твердить о культуре, повсеместно зажигая священные лампады Света.

Как истинный деятель культуры, он всю свою жизнь посвятил вопросам изучения и утверждения культурных основ в жизни человечества.

Весь мир знает Рериха как великого художника. Но поле его деятельности не знало границ и до сих пор изумляет своей широтой и благозвучием всех тех, кто прикоснулся к его творчеству и его трудам. Именно Рерих придавал культуре важное эволюционное значение и утверждал, что если из жизни людей убрать Культуру – прекратится эволюция человечества. В своих трудах он определил, что цивилизация способствует улучшению только лишь условий жизни людей, культура же улучшает самого человека, его внутренний мир и самое главное –  подымает его духовный потенциал.

В личности Рериха особенно привлекает то, что он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать, и для осуществления которой он не только четко указал нам путь, но и дал первые непоколебимые основы. Он создал множество мощных начинаний, культурных учреждений и единений. Он осознал добро и красоту; и как Светоч –  нес это в мир. В Агни Йоге сказано:  Высокому Духу становится многое доступно. «Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии. Таким образом, правы те, кто утверждает, что красота есть добро, и добро прекрасно».

И сегодня мы хотим говорить о Культуре трудами Учения Живой Этики и трудами Николая Константиновича Рериха – светлого Предстателя Добра и Красоты – как писала о нем Елена Ивановна Рерих.

В стихотворении «К Нему» Николай Константинович писал:

К НЕМУ

Я нашел наконец пустынника.

Вы знаете, как трудно найти

Его здесь, на земле.

И просил я его, укажет ли

он путь мой и примет ли

он благосклонно мои труды?

Он долго смотрел и спросил,

что у меня есть самое любимое?

Самое дорогое? Я отвечал:

"Красота".- "Самое любимое

ты должен оставить".- "Кто

заповедал это?"- спросил я.

"Бог",- ответил пустынник.

Пусть накажет меня Бог -

Но не оставлю я самое прекрасное,

То, что приводит нас к Нему.

Мы видим, что даже духовный авторитет старца-отшельника не смог перечеркнуть герою того сердечного, выстраданного жизнью убеждения, что существуют непреходящие ценности, которые необходимо не только осознать, но и воплотить в себе, чтобы стали они принципом жизни, путеводной звездой, независимо от идущих вразрез с ними авторитетных мнений и жизненных условий. Так же как и его герой в стихотворении – жил и мыслил сам Николай Константинович, воспевая Красоту, Истину и Культуру. В своих очерках и письмах к сотрудникам он твердил неустанно, что осознание этих нетленных понятий может стать основой для любого построения в нашей жизни. Поэтому  КУЛЬТУРЕ, в самом широком понимании этого слова, мы и хотим посвятить сегодняшние чтения.

В развитии культуры Николай Рерих различает следующие ступени: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры». То есть, интеллигентный человек сам по себе еще не есть истинно культурным; для того чтобы стать таковым, ему нужно быть человеком расширенного сознания, любить, служить человечеству, быть способным постичь смысл жизни и закономерности Вселенной.

Елена Ивановна добавляет, приводя эту цитату – «Культура как синтез, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания...»

Подходя в этом аспекте к Учению Живой Этики, мы начинаем понимать, что Учение формирует человека как носителя Культуры. Призыв к совершенствованию есть призыв к реализации Культуры в каждом из нас. В Агни Йоге сказано: научиться нам «нужно собирать фокусы жизни, таким образом накопляется то качество, которое называется культурою. Не может слагаться культура мгновенно. Также фокусы жизни не могут появиться, как ядра из пушек. Требуется настраивание всех явлений жизни…», /Иерархия, 226/

А истоки Культуры каждый должен найти в себе, они идут из поступков, слов и мыслей каждого прожитого мгновенья. Начинать надо с себя. Оценивать и критиковать только себя. Совершенствовать себя. Как я сегодня говорил с людьми, какие поступки совершал, и главное, о чем я думал!

Итак, самое важное понятие в осознании культуры есть то, что Культура начинается с человека и строить культуру каждый должен сам, начиная с себя.

Е.И.Рерихписала: «Наше ли дело учить кого-либо? Каждый идет своей дорогой. Мы можем только высказать свое мнение, но не учить. Кто знает, кто больший и кто меньший? Кто идет впереди и кто после? …

Каждый пусть выискивает свои собственные недочеты и недостатки и старается совершенствоваться, а не выискивать ошибки в других".

Таким образом, всякое достижение начинается с его ОСОЗНАНИЯ. И в первую очередь с осознания себя.

Размышляя о поставленной цели на пути к самосовершенствованию, понимая необходимость изменений себя, мы постепенно начинаем претворять это в жизни каждого дня.

Культура человека имеет внутренние и внешние признаки.

К внешним признакам Культуры относятся: культура речи, культура поведения, культура наших поступков и нашего труда.

В Учении сказано: «Почему нужно быть неуклюжими? Почему нужно производить впечатление невежд? Почему должны быть небрежными? Почему, когда идёт спор должны быть крикливыми? Почему должны болтать без меры? Обходите ненужную грязь. Даже в мелочах дня нужно помнить о Культуре. Опять приходим к необходимости изменить качество сознания - тогда легок путь»./Община, 91/

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Большое внимание в вопросе культуры обращено на речь. Наши слова наглядно демонстрируют, что именно находится в нашем сердце: «Ибо, сказано в Евангелие от Матфея 12:34, - от избытка сердца говорят уста».

Еще в 1915 году архиепископ Никон Рождественский писал: «Есть пороки, которые не только растлевают душу и заражают духовную атмосферу, но и становятся иногда прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и болтовни».

Нет ничто более бессмысленного, нежели эти нелитературные отбросы и загромождения. Их заразительная грязь порождает микробы, опасные губительнейшими эпидемиями. Еще Великий Будда говорил, что слово способно убить человека.

В письмах Николая Константиновича находим: «…сегодня в обиходе принято столько болтовни, сквернословий, проклятий и предательств, что и в быту люди не останавливаются и в произнесении и в действии самом глубоко преступном. Кроме того, они изобрели самоутешение: не согрешишь - не покаешься. В таких самооправданиях люди не думают о том вреде, который они наносят не только другим, не только всему пространству, но ближе всего и самим себе. Но ведь без следа, без следствия ничего не бывает. Ведь даже падение лепестка розы создает гром на Дальних Мирах. Подумайте об этом…».

Культура речи требует контроля над каждым произнесенным словом. И права народная мудрость, что «Молчание – золото», хотя бы потому, что энергия не растрачивается напрасно. Как осколки стекла по камню, скрежещут слова по нервной системе человека, если хаотичны они, или злобою полны. Многие из-за этого болеют …

И подтверждение находим в Учение: «Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их — невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением». /Агни Йога, 106/

Е.И.Рерих писала: «...На Востоке именно простотаизложения считается высшим достижением, ибо простота свидетельствует о ясности понимания» /Письма Елены Рерих. 25.06.1936/

Культура речи и слов– наука будущего.

«Слово не исчезает, но остается в пространстве как огненный знак, связанный нитью со своим породителем. Надо понять сущность этих тонких энергий, надо осознать, что имеем дело с Огнем…» сказано в Гранях АЙ.

Поэтому речь должна быть искренней и сердечной. В Учении сказано: «Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет». /Община, 100/«Слово, не содержащее в себе утверждение сердца, увы - пусто». /Беспредельность ч.2, 737/

 

Звучат слова. Слова – огонь,

Или бездушная оправа.

Слова как высший дар богов,

Или души пустая трата.

 

Слова – всей жизни зеркала,

Чтоб отразить, не отражая,

Мечты непознанную даль

И тайну смысла и познанья.

 

Чтоб разобрать смогли в тиши

Улыбку скользкую за ложью

И блик сияния души,

За молчаливым взглядом робким.

 

Даны слова, чтоб напрягли

Все струны нашего сознанья,

Все силы сердца и души,

И, за плывущим словами,

Мы разобрать любовь смогли

 

В глазах людей и в нашем сердце.

Лишь голос сердца осветит;

Смысл жизни меж добром и злом,

Основу духа - в бесконечном.

 

 КУЛЬТУРЫ ТРУДА ЕСТЬ КУЛЬТУРА КАЧЕСТВА ТРУДА

Признаки прогресса обязывают думать о Культуре труда, ибо без этого мы опять будем попадать в хаос неразрешимых механических проблем

Из писем Н.К.Рериха: «Очень быстроходны и мощны наши корабли. Но очень поучительно было бы знать, Не пушки ли и не опиум станут у него доходными статьями?

Очень высоки и дома наши, есть даже в сто этажей  много превыше Вавилонской башни. Но часто во всем помещении нет места ни для письменного стола, ни для книжных шкафов…

Наша механическая техника прилагала все усилия, чтобы сделать возможно большее количество роботов. Правда, даже роботы часто впадали в механическое безумие и потрясали движение мира. В ответ на механизацию родились армии безработных  это ли есть достижение Культуры труда?

Мы уже давно поняли, что одна цивилизация, один белый воротник, гольф и телефон  еще не есть устои Культуры. Без творчества, без путей эволюции нам нечего и летать, ибо мы будем ставить себе лишь задачи скорости, но не качество приносимых вестей».

Но творчество – это, прежде всего каждодневный, ритмичный, самоотверженный труд. Даже обладая несомненным талантом, творческий человек не сможет реализовать его и совершенствовать без упорного труда.

«Пришел как-то к учителю Куинджи с этюдами служащий; художник похвалил его работы, но пришедший стал жаловаться: «Семья, служба мешают искусству».

«Сколько вы часов на службе?» — спрашивает художник. «От десяти утра до пяти вечера». — «А что вы делаете от четырех утра до десяти?» — «То есть как от четырех?» — «Именно от четырех утра». — «Но я сплю». — «Значит, вы проспите всю жизнь. Когда я служил ретушером в фотографии, работа про­должалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до девяти было в моем распоряжении. А чтобы стать художником, довольно и четырех часов каждый день. Занятый человек все успеет, зрячий все увидит, а слепому все равно картин не писать»».

Так сказал маститый мастер Куинджи, который, начав от подпаска стада, трудом и развитием таланта занял почетное место в мире искусства. Не суровость, но знание жизни давало в нем ответы, полные сознания своей ответственности, полные осознания труда и творчества.

Часто, люди сетуют на рутину каждодневной работы, которая будто бы мешает им обратиться к возвышающим основам духа, при этом забывая, что каждодневная работа является благодетельной Пранаямой. Она рождает энергию, она приближает нас к космическому ритму, она же способствует возжжению внутренних огней – этих благостных соединителей с пространственным великим Агни. Учение Живой Этики выдвигает понятие терпимости как одного из главных условий и украшений Культуры. Так, высокая культурность есть высшая терпимость.

Оставив потомкам более 7 тысяч картин и многотомники стихов, прозы и писем, Н.К. Рерих являлся истинным апостолом качества труда. Непрестанно он призывал помыслить, как внести в каждый труд наилучшее качество, как освободиться от губительного бремени стандартизации. "Если мы дерзаем произносить слово Культура, - говорит Рерих - значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению «к бытию».

 

Великое –  прекрасно в простоте,

Где каждый день дает возможность взлета.

Путь сердца – в каждодневной доброте,

А мысль благая –  крылья для полета.

 

Великое доступно в каждом дне

И каждым делом, каждым чувством нашим.

Мы можем делать эту Землю краше

И радостнее близких нам людей.

 

Нам все дано, чтобы постичь любовь:

Работы радость, мысль о Благе Общем.

Мы можем свет дарить свой всем, всегда,

Как нам с небес бескрайних светит Солнце!

 

Трудом и мыслью пролагаем нить.

Служенье людям есть служенье Богу!

В трудах земных мы учимся любить

И пролагаем к Высшему дорогу.

 

Внешние признаки Культуры видны и проявлены каждым мгновение жизни. Намного труднее в воспитании внутренних признаков.

К внутренним признакам Культурычеловекаотносятся: культура мысли, культура сердца.

 

 - КУЛЬТУРА МЫСЛИ

«Красота рождается молнией мысли...» /Агни Йога, 28/

Всё начинается с мысли. Как сказано в Учении: «каждая, даже самая ничтожная мысль, рождает действие». Мысль – есть одна из самых мощных энергий в Космосе, что действует как созидательно, так и разрушительно. Сила ее в том, что она приводит в движение энергии первичной материи, которые сами, в своей сущности, неподвижны и инертны. Для их оживления необходим импульс, исходящий только от мысли человека.

«…для мысли не существует ни пространства, ни времени. Она бессмертна и живет, создавая новые сочетания. Мысль может быть видима, измеряема и к ней нужно относиться как к созданию самодействия, как к новорожденному существу духовного плана». Поэтому, очень важно заботиться о культуре своих мыслей.

Самое малое, с чего можно начать, это осознать, что мысль – материальна. Известно, что человек, если он мыслит концентрированно, весит больше, чем, если он не мыслит. Этот факт разницы в весе был установлен в Сорбонне в Париже и подтверждает о материальности мысли.

Агни Йога говорит: «Трудно усвоить людям, что мысль имеет то же воздействие, как и поступок». /Озарение, 3-V-14/

«Наше сознание  это всё. Вы становитесь тем, о чём думаете. Если человек говорит или действует с дурными мыслями  его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями  за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит.

Все проступки возникают из-за разума. Если разум изменится, останутся ли проступки? Потому заполните мозг «правильными» мыслями».

Когда мы научимся чувствовать ответственность за свои мысли, то поймем, какими качествами духа мы устремляемся к Свету, а какими – незаметно отягощаемся и они тянут нас вниз. Мысль – сильный магнит, который притягивает соответственные ей события. Следствие каждой мысли – наши действия, или действия окружающих, направленные к нам.

Великий классик А.П. Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Но «нелегко научиться мыслить,- сказано в Учении.- Трудно развить напряжение мысли, но еще труднее достичь высокого качества помысла. Потому мыслите широко. Пусть люди часто не умеют хорошо действовать, но, по крайней мере, они могли бы воспитывать в себе добрые широкие мысли. Для этого нужно упражнять мышление не разумом, но огнем духа, чтобы каждая мысль стала чистой, как алмаз». /Агни Йога, 345; Сердце, 127/

 

 - КУЛЬТУРА СЕРДЦА

Расскажем притчу.

«В некий сельский храм пришёл однажды известный своей прозорливостью старец и видит что бес, нарядившись проповедником, произносит народу проповедь с амвона. Народ внимательно слушает. Прислушался и старец к словам, произносимым переодетым бесом, намереваясь уличить его во лжи. Но сколько ни говорил бес – всё в его словах было на удивление убедительно. После окончания проповеди, когда, опустел храм и бес сошёл с амвона, старец обратился к нему со следующими словами:

— Ведь ты бес - я узнал тебя, — сказал старец.

— Так точно, — ответил бес.

— Я искал поймать тебя на слове, но не нашёл ничего, — произнес старик.

— Я старался, — ответил польщённый лукавый.

— Для чего же ты это делал? — удивился старец.

— Я говорил с холодным сердцем, — пояснил бес, — и знаю, что люди, которые меня слушали, поступать по моим словам не будут. А для меня и этого уже достаточно».

Понятие Культуры неотделимо от понятия сердца.

Человек может быть образованным, умным, добрым, талантливым, даже гениальным, и при этом он всё равно может быть не культурным. Чего же не хватает? Ответ на этот вопрос прост на словах и очень сложен в его исполнении. Прилагайте наибольшие усилия к развитию своего сердца, как средоточию всех иных достижений. Культура идет от сердца, а не от холодного ума. То, что мы видим внешне у культурного человека, его умение излагать свои мысли, добрые поступки, забота о людях,  есть лишь следствие утонченного сердца.

Культура Сердца – вопрос первостепенной важности. Он сводится к умению думать, в первую очередь, о других –  из этого проистекает доброта и сочувствие, забота и терпимость, терпение и стремление помочь.

«Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. Помощь есть стук в будущее. Так каждый час, отнятый у себя, отнесен будет в будущее. Сердце, пылающее помощью  Наше сердце». /Иерархия, 434/

 

В моем сердце Будда.

В моем сердце чудо.

В моем сердце искра –

Часть света Всевышнего.

 

Этот дар есть в каждом.

Он дарует счастье

Видеть в каждом Бога,

Познавая радость

Любви беспристрастной.

В моем сердце Будда.

Бог живет повсюду:

В каждом человеке

И в цветущей ветке.

 

В каждом видя Бога,

Обретем свободу

Любить бесконечно, -

Будду в каждом сердце.

 

Николай Рерих говорит: «Культура  есть сердце». В этих трёх словах заключены жизненные основы продвижения. О сердце и его значении говорят все религии мира, Сердцу посвящена одна из книг Живой Этики. И эволюция всего человечества зависит от состояния сердец людей.

Ориген говорил: «Глазами сердца видим Бытие». Только сердцем прозреваем истинную красоту Мира..

И вторит сказанному Учение Живой Этики: «Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем, так нужно стремительно идти путем восхождения. … Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем». /Сердце, 1/

Из писем Николая Константиновича: «Часто мы слышали, что люди могут понимать друг друга даже без слов, без земных выражений. Помню, однажды я видел долгую такую сердечную беседу между тибетцем и брамином. Они ехали в одном вагоне. Они не знали языка собеседника; каждый говорил на своем языке, и все-таки они понимали один другого, ибо понимали они не рассудком, но сердцем. Кроме того, они и желали понять друг друга…»

Воспитание сердца – неотложная задача, и решать её надо с самого раннего возраста и родителям, и педагогам, и деятелям искусства и культуры. Ведь огрубление или утончение сердца решат судьбу планеты. Вы задумывались, почему мы живем в обществе, где лишь единицы живут по совести, а подавляющее большинство стремится урвать от жизни все. А все начинается с детства.

В семьях, где во главу угла ставятся материальные ценности, в атмосфере невежества и бессердечности, рождается и вырастает новое поколение людей, не знающих духовности, молчащих на чужую беду.

 «Необходимо воспитание молодых поколений в духе культуры, тем самым осуществляя профилактику негативных проявлений в обществе, –  писал Н.К.Рерих. Ведь на последствия отсутствия культуры, а именно коррупцию, преступность, алкоголизм и наркоманию - государство тратит миллиарды, а на профилактику, то есть, на воспитание культуры – копейки. И готовы ли наставники рассказать о соизмеримости и целесообразности? И смогут ли о значении мысли и сердца сказать школьные учителя, чтобы не захлестнули армагеддонные волны робкое сознание?».

Но, постигший Культуру сердца, знает, что такое любовь, сострадание, преданность, мужество и бесстрашие. И, прежде всего, он избавляется от всякого понятия страха и боязни смерти, ибо в сердце своем он твердо и непоколебимо идет к Свету.

«Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно возмутились землетрясениями, извержениями, потоками, смещениями климатов... Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И панацея эта  Культура. Там, где рука и мозг обессиливает, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры».

 

- КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

«Культура есть двигатель».

Н.К.Рерих

История человечества так и остается человеческой в полном смысле этого слова. За долгие века цивилизации человечество так привыкло не соединять свои поступки с произносимыми понятиями и наполнять свою жизнь самыми невероятными противоречиями, но лишь с одною оговоркою – подъемы духа бывают очень кратковременны, в то время как падения бывают вполне естественным пополнением жизни. «Много домов и везде жизнь  но не везде Свет».

Люди ходят в храмы, умиляются словами высокого Учения, восхищаются проповедями; или идут в театр, плачут над судьбой героев, проникаются самыми возвышенными идеями и…забывают о них, попадая в социум.

И жуткие картины человеческих деяний открываются взору читателей на страницах газет, в новостях интернета и телевидения через поступки тех же людей, из-за их невежества, грубости, обмана, жестокости и предательства! Сколько ссор, тирании, стремления заставить кого-то мыслить по-своему, неуважения к верованиям и традициям других разрывают эфиры и засоряют пространство. Все эти акультурные проявления несовместимо с истинной Культурой.

Мы очень изысканно избегаем ответственности, опять-таки забывая, что великая ответственность за состояние всей планеты там, где достигнуто человеческое достоинство и где не только знакомы с понятием культуры поведения, но и живут по ней.

Слишком часто в жизни нашей мы забываем слова добра, признательности и похвалы. В Учении сказано: «Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости - то он нечеловек». /Аум. 327/

Мы стыдимся быть благородными, боимся быть благодарными. А ведь Учение говорит: «Благодарность есть одно из главных качеств справедливости. Неблагодарный прежде всего неблагороден». /Иерархия. 182/

Мы обманываем сами себя, пытаясь вписаться в стандарты социума…

У Булгакова находим, что разруха сначала начинается в головах людей, а дальше идут их поступки и действия. Но можно добавить – и в сердцах людей, которым не хватает ответственности, совести, гуманизма, честности, справедливости. Мы все хотим жить лучше.

Но что каждый из нас сделал или собирается делать для достижения этой цели? Есть о чем подумать каждому.

Можно было бы упомянуть ещё много мрачных свойств, несовместимых с понятием Культуры. Гораздо радостнее помыслить о том, что она, Культура, способна преобразить не только нашу жизнь, но и всё окружающее. Для этого необходимо изменить себя, необходимо изжить отрицательные и развить в себе положительные, светлые качества. Почитающий Свет тем самым зажигает его в себе и изливает вокруг. «Да светит Свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного», – говорил Христос.

И сегодня, то там, то здесь можно услышать о людях, готовых придти на помощь, не взирая ни на что. Это и новые ростки волонтерства, что вспыхивают по всей стране: и на фронте, и в домах престарелых, и в домах малютки и сирот, и в онкоцентрах.

Это те, кто пытается вымыть и облагородить наши подъезды и дома, те, кто убирает мусор в парках и лесах, спасает бесприютных животных…

Разве это не люди с обновленным сознанием, с новой мотивацией поступков и ценностных приоритетов? В Агни Йоге сказано: «…Не часто люди умеют ради добра, в земной жизни, не уходя от быта, напрягать волю. Конечно, трудно нести светильник среди грубых вибраций, среди злобы и невежества, но тем превосходнее достижение. Не уход от жизни, но постоянное стремление нести помощь и Свет есть то вмещение, которое Мы называем синтезом…» /Надземное, 722/

Высшим проявлением истинной культуры человека, народа, нации и всей нашей планеты – есть осознание понятия МИРА. Мира во всем, и, в первую очередь, мира внутри каждого из нас.

Мир – означает неутомимое созидание. Война же – это тьма и невежество и пагубно все, созданное ею: это и разруха, и голод, и обездоленные судьбы людей, горе, слезы, смерть.

Во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:

— А где же затраты на культуру?

— Так война же идёт! Какая культура? – ответили подчиненные министры.

— Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? — удивился Черчилль.

Глядя на карту современного мира, можно четко проследить границы мира и войн, границы Света и тьмы. Не бывает культуры тьмы!

Есть только Культура Мира и Света! И выше ее не знало человечество, да и не будет знать, ибо в Культуре – сумма всех достижений прогресса и огненного творчества.

Устанет рука, несущая меч, но рука творящая, усиленная мощью духа, будет неутомима и непобедима. Тот, кто несет Мир и Культуру, даже в свой семье – с близкими, на своей работе – с коллегами, будет уважать мнение других. Основы Мира и Культуры, поистине, делают человека непобедимым и, осознавая все непростые условия нашей жизни, мы становимся терпимыми и всевмещающими.

Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат весь мир.

К сожалению, в  рамках одной программы невозможно охватить все грани Культуры.

Но еще и еще раз мы хотим напомнить, что Культура начинается с себя, она, Культура, должна преобразить всю нашу жизнь. И высшим ее проявлением будет Духовная эволюция каждого человека, что зиждиться именно на культуре – так говорил Николай Константинович Рерих. Только вырастая в духовной культуре, как на солнце, человеческая жизнь имеет свое основание и свой смысл. Ибо что же другое дает оправдание нашей жизни, дает "право на существование", как не накопление в нашей жизни сокровищ культуры?

Эволюция человека есть постепенное раскрытие в нём того Божественного потенциала, который заложен в зерне его духа. И при этом раскрытии в нём всё больше растёт почитание Света во всех его проявлениях Правды, Добра и Красоты, то есть Культуры. Иначе не может и быть.

Высочайшими  носителями Культуры были духовные Учителя и святые подвижники всех времён и народов. Именно они были не только подлинными служителями и проповедниками Света, то есть Культуры, но и совершенными примерами претворения своих призывов в жизни.

Если когда-нибудь вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры».

Где она, «Культура  есть благоухание, есть сочетание жизни и Красоты. Где Культура есть синтез возвышенных и утонченных достиже­ний. Есть оружие Света, есть спасение, есть двигатель. Где Культура  есть МИР, любовь к человеку и ко всему человечеству» – вот та истинная Культура, заповеданная нам Николаем Константиновичем Рерихом и к которой должен стремиться каждый из нас...

 

Культура начинается с себя.

Высокий слог, беседы об искусстве,

- все это и фальшиво и напущено,

Когда внутри зияет темнота.

 

 Культура начинается с добра.

С заботы ласковой, с сердечного общения.

С труда на Благо Общее

И с самопросвещения.

 

Культура начинается в сердцах.

Там, глубоко, живет сиянье вечности,

Объединяющий поступок человечности

С сияньем Бесконечного Творца.

Культура начинается в сердцах.

Составители: Мягкова Н., Корнейчук Е.

Стихи в программе: Корнейчук Е.

 

Используемые материалы:


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 28.01.2020