Рериховские чтения 09.11.19

Творите героев

Я – часть Вселенной.

В обычном теле

Есть огонь нетленный.

Огонь соединяет наши души…

Остановись, подумай,

Помолчи, послушай!

 

Как с нами Космос говорит,

Какими голосами.

Вот свет звезды,

Вот шелест трав,

Вот на Земле стоим мы сами.

А сердце устремилось вдаль,

Свершив сознания полет.

И вся Вселенная и в капле, и в цветке,

Неповторимо, постоянно с нами.

И с нами, и для нас она поет!

 

А мы живем, не ведая, не зная,

Какая красота Единства

Всех! Всего!

Какие в нас возможности и грани!

 

Как в этом теле сердце оживет,

Вместив в себя Великую Любовь,

Отдав себя и слившись с Небесами!

И в подвиге, незримо дух взойдет,

Себя на Благо мира посвящая.

 

Человек – часть вселенной. Он участвует в процессах, происходящих не только на планете, но и в других мирах. В нынешнее время этот факт уже доказан научно, есть много опытных подтверждений о ценности излучений человеческого организма. Но, несмотря на это, жители Земли утеряли понимание своего значения в эволюционном процессе и очень мало проводят огненных энергий. Именно, их нехватка создает те условия, которые могут закончиться очень плачевно для нашей планеты. До сих пор люди легкомысленно относятся к грозным событиям, которые затрагивают всех, ведь Земля – это единый корабль, экипаж которого все человечество. Раскололся мир по всем кристаллам и бесчисленным группам.  В Учении сказано: «Который час научит людей отличать великое от ничтожного? …Как безумцы, играют они на границе взрыва и в заблуждении считают планету самым твердым телом… Земные властители говорят — у нас все спокойно. Покой бездействия обеспечивает им высокие седалища…» (Агни Йога, 297). Но, к счастью, среди этой легкомысленной части людей находятся и другие. Это герои, которых смело можно назвать спасителями мира. И это большое благо.

 В момент подвига или героических деяний происходит нагнетение и аккумуляция огненных сердечных энергий, которые идут на восстановление энергообмена с Космосом. «…Огни устремления, любви, подвига, преданности, равновесия – огни, огни, огни, без них любое явление – как мотор без тока или машина без пара…» - сказано в Гранях Агни Йоги. (Грани Агни Йоги, 1960 Апр. 11). И совсем неважно, огонь зажжен в сердце ребенка или взрослого, маленький огонь или большой. Небольшое пламя всегда готово стать большим факелом, если приложить усилия.

Многогранна Чаша Подвига. Это не только схватка с врагом на поле боя и умение руководить государством, сочетая духовные ценности с материальными; не только создание произведений искусства, которые возвышают дух человека; не только новые научные и философские открытия; умение строить человеческие взаимоотношения, объединяя людей светом сердца; не только воспитание в молодом поколении высоких идеалов нравственности. Но, главным образом, это постоянное горение сердца, настрой на высокий духовный лад, чтобы мы не делали, и где-бы не находились. Хор таких сердец способен остановить многие бедствия на планете, защитить, укрепить и дать новые силы тем, кто нуждается в помощи.

Хор несет гармонию только в единении, без которого невозможно войти в Новый Мир, ведь переход в Новую Эпоху свершится только тогда, когда человечество поднимется на новый уровень сознания. Этот уровень позволит осознать единение как единственное спасение. А что для этого нужно? Разве может быть, что это произойдет само собой? Нет, «судьба мира в руках человечества. Если произойдет воскресение духа, если сознание освободится от призраков прошлого и устремится к построению Нового Мира, на основе нового понимания сотрудничества и знания, то планета может уцелеть…», - писала Е. И. Рерих. (16.07.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2). Сейчас мы живем в особенное время. Закончился период, в котором человечество развивало свой интеллект, сейчас пришло время осознания и развития духовности. В письмах Елены Ивановны Рерих находим, что «…этот переход совершается на смене рас». (Письма Е.И. Рерих 23.06.34). Значит, придут новые духи с другим сознанием, способные изменить мир. В Учении сказано, что «…Учитель может явить новых…» (Зов 17.09.1922).  Но мудрые знают - это не произойдет без приложения усилий и труда по своему внутреннему преображению. А также без правильного воспитания детей.

В идеале, конечно, можно предположить, что родится новое поколение с обновленным сознанием и Мир изменится к лучшему. Прекратятся войны и голод, человечество будет жить мирно и счастливо. Но это не совсем так. Большая ответственность лежит на каждом из нас. Даже если в Мир приходит ребенок Новой Расы, разве всегда ему создаются условия для развития и думают о нем, как о будущем герое? Наоборот, часто его считают неадекватным, выбивающимся из общества и т.д., подавляют любые проявления Света в молодой Душе. Великий педагог Шалва Амонашвили писал: «…Дети Света уже рождаются. Они приходят в ту или другую семью. Сами они не говорят, что они Дети Света. Но нам было бы лучше принять нашего Ребёнка как представителя Света и тут же твёрдо усвоить: Ребёнок Света нуждается в родителях, тоже устремлённых к Свету…» (Ш. Амонашвили «Баллада о воспитании»). Именно поэтому воспитание нового поколения свершится тогда, когда сознание родителей изменится. Воспитав детей на основах Нового Мира, на основах Агни Йоги мы сможем спасти планету и приблизить наступление Новой Эпохи.

Об этом писала и Елена Ивановна Рерих: «Да, волна зла широко разлилась по Земле, и нужны все усилия самоотверженных тружеников Света, чтобы спасти гибнущий корабль человечества! Вот почему так неимоверно важно бросать искры Света (…) Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира! Нужны подвижники и герои! Так творите героев!» (16.07.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2). 

А кто такие герои? Героем нужно родиться или героя можно воспитать?

Слово "герой" пришло в наше миропонимание из далекой эпохи Древней Греции. Эллины на заре своей цивилизации называли героями легендарных вождей, которые пользовались поддержкой великих богов, обитавших на заоблачной вершине горы Олимп. Прошло не одно столетие, прежде чем древние греки, населявшие Элладу, стали называть этим словом прославленных в битвах, походах и войнах военачальников и рядовых воинов — исключительных по своей смелости и воинской доблести людей.

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова герой трактуется как "выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги".

Пожалуй, в этих емких словах и выражена суть героя на поприще брани, его поступков на войне, будь то большой или малой.

Героев роднит редкая храбрость, беспримерная или "примерная" доблесть, великая самоотверженность во имя высокой цели, исключительная смелость.  Но возникает вопрос – эти качества изначально заложены в человеке или они требуют развития? Обычный человек живет и часто не подозревает о том, какой потенциал заложен в нем! В экстремальной ситуации эти качества, затаенные где-то внутри, проявляются. Есть среди людей такие, у кого проявляется трусость, у других смелость, причем такая, о которой они никогда и не догадывались.

О том, что героические поступки и такие черты, как смелость и отвага, рождаются в человеке не сами собой, а только при самовоспитании, говорит иеромонах Питирим (Сухов): «Настоящий героизм случается тогда, когда – совсем не время для героизма. На принятие решения в чрезвычайной ситуации нет времени для размышлений, остаются секунды или даже доли секунд. Причем за это время нужно не только принять решение, но и предпринять попытку что-то сделать, изменить. Чтобы человек смог в критической ситуации принять молниеносно решение, совершить какие-то действия, для этого внутри что-то должно быть. Если в обычной жизни человек думает только о себе, о своей выгоде, о том, как устроить в жизни все для себя, то и в критической ситуации такой человек тоже, в первую очередь, вспомнит о себе, а не ком-то еще. Что же должно быть в человеке, чтобы он оказался способным на подвиг? Это отвага и самоотвержение! Именно отвага и самоотвержение являются в человеке движущей силой, и не только в критической ситуации, а вообще в жизни! И если в обычных делах и днях это проявляется в человеке, то в трудной ситуации он, не задумываясь, совершит героический поступок. Самоотвержение – это каждодневная работа над собой, когда ты приучаешься думать о других в первую очередь, а не о себе. Смелость и отвага – это результаты работы человека над собой!»

О том, кто такие герои, можно рассуждать бесконечно. Военные, спортсмены, пожарные, спасатели, шахтеры... Мы уверены, что каждый добавил бы в этот список свои примеры. Историк 19 века Томас Карлейль (Thomas Carlyle) сказал: "Общество основано на вероисповедании героя". Многие люди верят и стремятся убедиться в том, что в обществе существуют те, кто воплощает в себе лучшие ценности культуры. Герои несут Свет, так необходимый многострадальной Земле.

Из этого можно сделать вывод, что воспитание Воинов Света и героев спасет планету. Но как их воспитать? Правильно ли мы относимся к детям и молодому поколению? Правильно ли понимаем воспитание? Если да, то почему до сих пор состояние планеты не изменилось. А если, нет, то давайте попробуем разобраться, что можно изменить в нашем понимании. Постараемся посмотреть на малышей с другой точки зрения. Не так, как привыкли. Увидим, что это им мы передаем будущее планеты, о которой они будут заботиться. Осознаем, какой важной жизнью они живут, и как мы способны влиять на нее.

Елена Ивановна Рерих писала «Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей, прежде всего, развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.»  (21.10.31 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1)

Обратимся к истории. Еще со времен древнегреческих философов вопрос воспитания стоял остро. Так, Платон, в своих трактатах «Государство» и «Законы» писал о важности воспитания. Он показал прямую связь значимости каждого отдельного гражданина и его воспитания с государством в целом. То есть, чтобы выстроить идеальное государство, нужны совершенные граждане, здоровые физически и духовно. Для этого разрабатывались принципы гимнастического воспитания (для тела) и мусического воспитания (для души). Основанная Платоном Академия просуществовала более тысячи лет, а его идеи образования и воспитания вдохновляют и поныне.

Тысячи лет прошли, а вопросы воспитания продолжают волновать великие умы.

Преподобный Силуан Афонский пишет: «Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным».

Как мы можем ему помочь?Вот ребенок явился в мир, он такой хрупкий и беззащитный, мы чувствуем, как он зависим от нас, и внутри рождается гордость от того, что мы явили в мир новую жизнь. Возникает желание управлять, подсказать как лучше. Ведь он - наш ребенок. Но, действительно ли он наш? «Наш» — не значит, что он — наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ.

 Я — Путник Вечности.

Но я ваш ребёнок.

У меня нет земного посоха.

Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом.

Только примите мои условия:

— Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.

— Во мне свой характер, не ломайте его.

— Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.

— Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.

— Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

— Воспитывайте чувства под водительством разума.

— Воспитывайте разум под водительством сердца.

— Пусть мой приход напомнит вам, что вы тоже являетесь Путниками Вечности. Наши Пути скрещиваются, но не останавливаются.» Так сказано в Балладе о воспитании (Ш. Амонашвили «Баллада о воспитании»)

Каждый дух приходит на землю, чтобы совершенствоваться. Чаще всего, он не помнит момент прихода в этот мир страданий и боли, стремлений и любви. Есть тайна, с которой на Землю воплощается новый человек. Каждый маленький ребенок – это пришелец из Тонкого мира. Где он путешествовал, с кем встречался, с какой миссией прибыл? Это – его тайна, и никто из нас не может знать её заранее. Он приходит с уже сложившимися основными чертами характера личности – это его положительные приобретения, и еще неизжитые недостатки. Человек рождается в определенном регионе Земли, в определенном городе, в назначенный час, минуту и секунду, и никто не в силах изменить начатое: Он вступает в Поток Жизни, Судьба включает свои часы.

У каждого ребенка есть миссия. Мы не знаем, ради чего он родился. Только он сам может осознать и вычитать в себе, с чем он пришёл. Но родители, веря, что ему надлежит свершить на Земле свою долю чуда, должны тонко, осторожно напоминать об искре просвета, помогать открыть для себя не только внешний мир, но и свой духовный мир, где он познает самого себя. В Агни Йоге сказано: «…каждому, готовому к воплощению дается по силам его поручение добра…» (Надземное,105).

«У нас есть много примеров, как люди открывали в себе свою миссию, своё предназначение, находили свой путь. Вот удивительный пример Петра Ильича Чайковского, чья музыка более ста лет облагораживает и одухотворяет. Окончил он училище правоведения в С.-Петербурге, и 19-летний молодой человек был определён в министерство юстиции. Это могло означать начало блестящей карьеры. Но любовь к музыке привела его в Музыкальные классы Русского музыкального общества. Позже эти классы были преобразованы в Петербургскую консерваторию. И вот какое письмо он пишет своим близким: «Я поступил во вновь открытую консерваторию. Не думайте, что я воображаю сделаться великим артистом. Я просто хочу делать так, как меня влечёт призвание».

Пётр Ильич Чайковский уловил свою «искру Божию», искру просвета, и весь мир получил от него дар его духа — величайшую, уточённую музыку. Но если бы он упустил эту искру, увлекшись чиновничьей жизнью, мир потерял бы этот дар и даже не знал бы, что не получил чего-то очень важного для своего духовного роста. Разве мы знаем, каких богатств лишаемся из-за того, что многие, очень многие не заглядывают в свой духовный мир? Разве грустим из-за того, что ни родители, ни воспитатели, ни учителя не зарождали в них интереса к самим себе, а лишь навязывали свою волю?» (Ш.Амонашвили «Баллада о воспитании»)

Задача родителей не навязывать свою волю в воспитании детей, а в первую очередь понять самим, что ребенок несет в себе предназначение и нужно помочь открыть его. Он уже приходит со своими умениями и талантами.

Но чтобы уметь так мягко направлять устремления детей, родителям нужно самим разобраться в своих устремлениях. То есть, воспитывая детей, воспитываться и самим.

Этот важный вопрос всегда волновал не только обычных родителей, но имногих ученых. Например, Николай Иванович Пирогов, живший в 19 веке, русский хирург и ученый-анатом, педагог, несмотря на то, что был практикующим врачом, большое внимание уделял воспитанию детей. Среди его работ много педагогических сочинений, первое из которых называется «Вопросы жизни». В нем он резко выступил против сословной школы, которая снижала уровень общего образования молодежи. И в противовес предлагал идею воспитания всего общества на равных, которое должно подготовить к жизни человека с широким кругозором, с высокими нравственными принципами. «Николай Иванович писал «следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию», и в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово воспитание приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание, прежде всего, касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и оно есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет…» (26.01.39 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

С возможно ранних лет… это со скольки? С трех лет, пяти, семи…? А может еще раньше?

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «…Детей надо начинать воспитывать с самых пе­ленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, — и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример…» (В. Ф. Войно-Ясенецкий «Как воспитывать детей»). Поэтому первые впечатления ребенка отчетливые и твердые. В дальнейшем их почти невозможно стереть потому, что младенчество – это момент, когда душа оформляется.

А до того, как ребенок появится на свет, разве мы не оказываем на него влияние? Как тогда объяснить, что малыши с первой минуты могут узнавать голоса, различно реагируют на членов семьи. Может в период внутриутробного развития он также слышит и чувствует нас, способен реагировать?

Однажды к Мудрецу пришли родители новорожденного младенца и спросили: «Учитель, помоги воспитать нам настоящего порядочного человека». На что Мудрец им ответил: «Вы опоздали на целых девять месяцев». Получается, что воспитание можно и нужно начинать не с рождения, а еще раньше? То есть малыш способен к восприятию уже с первых минут жизни? Чем это можно объяснить?

Младенец еще в утробе матери получает тот физический облик, который создает ему его карма. Немаловажным фактором, определяющим здоровье потомства, является психоэнергетическое соответствие между будущими родителями. Ведь, первые впечатления малыш получает из окружающей среды, от тех, кто касается его, разговаривает с ним, заботится о нем. Эти впечатления порой оказываются столь сильными, что затемняют, а иногда и вовсе стирают впечатления, которые он унаследовал из сфер Высших. Это случается потому, что разум младенца подобен глиняному горшку, не прошедшему обжига.

Поэтому и ответственность родителей, желающих воспитать героев, начинается гораздо раньше. И встретить новый дух нужно соответственно.

«Разве тревожим жданного гостя личными желаниями?

Но спешим открыть ворота, лишь бы желанный пришел.

Пусть незнающие умоляют пространство,

Но постигшие только помогают событию…

Перед приходом гостя лучше проветрить дом и в тишине,

повторяя молитву, устремить глаза на красоту…

Блаженна мать, открывшая полог к свету и поднесшая первый цветок,

В тишине и с улыбкою, и в красоте ждите новых, стучащихся в мир.»

(Зов, Март 19, 1923 г.)

Чтобы лучше понять важность периода развития будущего Светоносца до его рождения, лучше обратиться к фактам. Научный мир дает много подтверждений того, что внутриутробная жизнь – очень важный этап в жизни человека, который отражается на всей его последующей жизни. Все дело в том, что ребенок в утробе не воспринимает этот мир напрямую. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Он непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься рукоделием, молились и готовились к родам.

Около 100 лет назад в одном из исследований в коре головного мозга новорожденного был найден участок с атрофированными, то есть, умершими нейронами. Ученые предположили, что атрофированы они вследствие невостребованности за период внутриутробного развития. Именно этот факт послужил возникновению направления дородового или пренатального воспитания. Оно включает в себя два направления. Это эмоциональное воспитание, когда беременная женщина приучает малыша к гармонии звуков, к поэзии, творчеству, красоте природы. И тактильное воспитание, в основе которого лежит контакт с ребенком через прикосновение. Об этом говорится и в Агни Йоге. "Не без основания предлагается беременным женщинам мыслить о прекрасном и иметь вокруг себя образы прекрасные" (Надземное. § 647). Еще древние знали, что к состоянию беременности следует относиться очень бережно. В это время женщине необходим покой и общение с природой, которая является сокровищницей праны. Полезны лучи восходящего солнца и гармоничная музыка. Ароматы розы и мяты необходимы как вещества, излучающие благодать. Всякая красота полезна для успокоения нервной системы. Важно, чтобы в этот период будущая мать поддерживала состояние радости, торжественности и любви, ведь все эти возвышенные чувства качественно влияют на состав крови, укрепляют ауру и заградительную сеть. Возвышенные мысли способствуют воспитанию ребенка с самого начала его формирования. Губительно всякое раздражение, волнение и прочие отрицательные эмоции. Чтобы поднять уровень дородового воспитания, матери также нужно повысить качество всей своей жизни и вести наблюдения. «Мать положит первые основы исследования психической энергии: даже до рождения ребенка будет замечать весь обиход жизни и питания. Характер будущего человека уже обозначен в утробе матери. Уже можно наблюдать некоторые особенности, которые предопределяют характер, явленный в желаниях самой матери. Только и в этом случае нужно честно наблюдать. Но самую возможность наблюдения нужно воспитывать. Так мы опять обращаем внимание не на теории и догмы, но на опыты и наблюдения» - сказано в Агни Йоге. (АУМ, § 552)

Многие родители задают вопрос «зачем общаться с животом? Ведь он ничего не слышит». Ученые доказали, что это не так, ребенок в утробе все слышит, реагирует на свет, прикосновения, температуру и другие воздействия. Об этом приходится повторять не один раз. В университете штата Северная Каролина был проведен эксперимент. Беременных женщин просили читать вслух сказку "Кот в сапогах" два раза в день в течение последних шести недель беременности. Через несколько дней после рождения младенцам была предоставлена возможность послушать две записанные сказки - одну уже известную и другую, ранее не слышанную ими. Дети были оснащены специальными наушниками и специальной соской, позволяющей измерять скорость сосания. Десять из двенадцати новорожденных изменили скорость сосания, чтобы услышать известную им сказку. Это говорит о том, что младенцы слушали и запоминали сказку, могли обнаружить различие между двумя сказками и "отбирали" ту, которую они уже знали.

Психолог Надежда Латыпова, которая ведет курсы для беременных и учит родителей общаться с малышами до их рождения, наблюдает детей и после рождения, проводит занятия в школе развития. Она отмечает, что детки, с которыми до рождения общались родители, лучше адаптированы к окружающему их миру, схватывают все на лету, быстрее развиваются и активнее общаются со сверстниками. Да и мамам с такими малышами намного интереснее, они общаются друг с другом на равных, доверяя друг другу. Малыши, чье воспитание началось еще до рождения, после появления на свет очень внимательны к словам. Мама может сказать, например, 2-х недельному малышу, что уходит по делам и вернется только через несколько часов. Такой ребенок будет спокойнее себя вести, не прося есть и не плача ровно обещанное время. Естественно, если малыш здоров и у него ничего не болит. И это немудрено - ведь с детьми научились договариваться еще до их рождения. Врачи считают также, что у малышей, к которым часто прикасались, когда они находились в животе, и крепче иммунитет. Ведь на коже ребенка есть нервные окончания, которые родители активно стимулировали прикосновениями к нему. Но общения с одной мамой ребенку недостаточно. Не менее важны для будущего малыша папа, бабушки и дедушки. Только общими усилиями семья может помочь будущему герою развить необходимые качества. Здесь важны все факторы, даже такие, на которые обычно и внимания не обращают.

Хотя многочисленными исследованиями уже доказано, что плод в утробе матери испытывает эмоции, получает опыт жизни, который, впоследствии отражается не только на его психическом здоровье, но и даже на физическом состоянии организма. Примером такого влияния служит история маленькой девочки Анны. 

Многочисленными исследованиями было доказано, что плод в утробе матери испытывает эмоции, получает опыт жизни, который, впоследствии отражается не только на его психическом здоровье, но и даже на физическом состоянии организма. Примером такого влияния служит история маленькой девочки Анны. 

В 2000 году швейцарский журнал «Zeitenschrift» (№27/2000) опубликовал статью под названием «Девочка с синдромом Дауна преодолела генетическое отклонение через коллективное усилие по решению ее конфликта». Любой врач традиционной медицины скажет, что синдром Дауна преодолеть невозможно, так как он формируется в результате изменения на генетическом уровне. Дефект четырехлетней Анны был значительный – умственное развитие застряло на возрасте годовалого ребенка, физически Анна не могла ни сидеть, ни ходить, у нее был паралич ног. Родители девочки испытали все возможные методы по улучшению состояния дочки, но все безуспешно. Пока не познакомились с немецким врачом Райком Хамером. Он сказал отчаявшимся родителям, что, видя, что много таких детей становятся более или менее нормальными со временем, вопрос лечения - это просто вопрос «нахождения правильного ключа к проблеме их ребенка». Когда они действительно найдут его, результаты будут замечательными. При наблюдении за поведением девочки было замечено, что всякий раз, когда она слышала любые громкие шумы, она закрывала ладошками уши, как будто ей было очень больно. Один крик кошки мог вызвать такую защитную реакцию. Однако, она реагировала гораздо сильнее на шум от циркулярной пилы. Эти пилы, как оказалось, визжали постоянно прямо рядом с домом Анны в течение первых ее нескольких месяцев жизни, когда более чем сто деревьев были срублены вокруг дома. Кроме того, ее отец был строителем церковных органов, и он очень часто использовал такую пилу в мастерской рядом с домом. Помимо этого, мать вспомнила, что она работала всю беременность в здании, которое ремонтировалось; разрушающие ухо шумы приходилось слышать там с утра до ночи, т.к. использовались отбойные молотки. Она сказала, что шум был постоянным и настолько сильным, что он пробирал насквозь, и хотелось просто сбежать.

Зародыш был также подвержен этому ужасному шуму, и многое указывало на то, что именно это стало причиной инвалидности Анны. Доктор Хамер сказал, что возможно полностью ослабить эффект синдрома Дауна, если Анне помочь излечить ее собственный звуковой конфликт (конфликт слуха). С этой целью родители должны были полностью удалить из ее непосредственной среды визг пил и все другие шумы. Это было нелегко для отца Анны, чья работа требовала использования пил.

Все же родители приложили все усилия, и за это они были вознаграждены. В течение первого полугодия девочка выросла на полные 10 см - что до тех пор считали невозможным! Ее лицо потеряло много характерных монголоидных черт, и сейчас только очень небольшое косоглазие заметно, когда Анна устает.

Сейчас она может бегать и прыгать точно так же, как любая здоровая шестилетняя девочка. Не осталось и следа от паралича. Даже ее мелкая моторика - например, пронизывание нитки в иголку - равна ее сверстникам. После шести месяцев полной успокоительной тишины родители начали сознательно подвергать ее постепенно нормальным шумам жизни. Они объясняли Анне работу кофеварки, например, в то время, как она работала; или они время от времени брали ее в мастерскую отца, где он показывал ей пилы и показывали, как они работают. Таким образом, поскольку ее интеллектуальные навыки выросли, Анна училась терпеть и жить с шумом вокруг. Этот пример еще раз доказывает степень влияния внутриутробной жизни на здоровье ребенка после рождения. И ответственности взрослых за состояние будущего поколения, от которого зависит степень развития сознания.

Все это только подтверждает тот факт, что мы оказываем прямое влияние друг на друга, на наших детей еще до их рождения и, в глобальном смысле, на будущее планеты.

В последние годы все больше детей готовы изменить мир к лучшему, они рождаются уже с потенциалом героев. Кто, если не мы должны им помочь укрепить качества Духа и стать настоящими Героями?

Давайте подробнее остановимся на понятиях, которые с позиций Агни Йоги изменят сознание молодого поколения и спасут человечество от гибели. В каком русле Учение Света советует воспитывать детей, чтобы они могла стать героями? Основными направлениями в нем выделены:

1. Почитание Иерархии.  «О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им, как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми.» (Мир Огненный ч.1, 379). Не всегда малыши могут описать свои видения и ощущения. Иногда просто не доверяют, если взрослые хотя бы раз неуважительно отнеслись к откровениям ребенка. Ведь эти откровения зачастую не вписываются в повседневную жизнь взрослых людей. Можно вспомнить слова Е. И. Рерих о явлении Наставника. «Во время довольно частых заболеваний как бы простудного характера - ложного крупа, по определению врачей, - ее преследовало одно видение: при повышении температуры зрение девочки становилось особенным, оно проникало сквозь стены, и она видела, как входная дверь их квартиры открывалась, входили два Великана. Один, немного выше, всегда шел впереди, слегка прикрывая собою второго. Эти Великаны проходили длинным коридором и входили в ее комнату, садились в ногах ее постели и начинали тянуть серебряную нить, которую они извлекали из ее левого бока. Причем больший Великан передавал нить другому, сидевшему сзади и наматывавшему ее. Несмотря на то, что первый Великан всегда ласково улыбался, девочка слегка опасалась их. Ей казалось, что они за эту нить хотят притянуть ее к себе, и если им это удастся, то она умрет. Первый, больший ростом Великан, имел синие глаза и темно-русые волосы. Тогда как голова другого была темнее и сам Он был тоньше. Одеты они были, как ей казалось тогда, в сюртуки, в дальнейшем она узнала, что это были индусские ачканы. Видение это повторялось лет до девяти…»  (Е.И.Рерих «Сны и видения»).  Благодаря техническому прогрессу в настоящее время стало известно много других интересных фактов об общении детей с Тонким Миром.  Детям надо верить, когда они рассказывают, что видят кого-то. Мы не слышим ультразвук, но он есть. И его слышат другие живые существа. И дети слышат. Точно так же они видят то, что не доступно зрению взрослых. Ребёнку нужна ласковая поддержка и полное доверие. И заверение в том, что увиденное не причинит вреда. Если ребенок услышит о том, что его хранят и поддерживают, он будет помнить это всю жизнь и уважительно относиться к неведомым посетителям. «…От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном: должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченным и сольется со всем Бытием. Нужно, чтобы Вождь и Правительство поняли, чем следует повысить познание Высшего Представления. Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии.» (Мир Огненный ч.2, 188) Что же будет лучшим помощником в подобном воспитании малышей, если не сказки? Это источник вечных истин, именно через них происходит интуитивное постижение некоего высшего опыта, заложенного в них в символической форме. Все Законы Мироздания отражены в прекрасных сказках. Вспомним сказку «О девочке и кусочке хлеба» Г. Х. Андерсена. Судьба Инге описана настолько ярко, что слушая ее, малыши без поучения и назидательства могут начать понимать закон кармы, науку о сострадании и пользе добра.

«…Сказки, а в них спящие царевны, живая и мертвая вода, добрые и злые волшебники, оборотни, заколдованные замки и все чудесные явления, им сопутствующие, не фантазия, но реальность Тонкого Мира. Люди чувствуют это, и дети так любят сказки. …Сказки полезны и поучительны, ибо иносказательно говорят о Мире Надземном и реальных возможностях человека. Народная мудрость прозревала в чудесную действительность сказок. И тупые отрицатели вынуждены молчать, ибо сказки говорят о действительности тонкой. Правда, не все, но лишь настоящие. Можно приветствовать появление новых, настоящих сказок, ибо нужны они очень. Так же полезны и фантастические произведения, если базируются они на Основах. В форме фантастики можно дать реальное знание людям. А сердце поймет истинную ценность даваемого». (Грани Агни Йоги, 1972 г. 330. (Июнь 27). «…в сказках явлены гномы, которые не могут жить без преданности огненным существам. Так древние пытались внедрить в детское сознание огненные представления…» сказано в Учении. (Агни Йога "Мир Огненный" ч. I, 27). Но не только детям полезно читать сказки. Если взрослые не верят написанному, то ребенок это сразу почувствует. Елена Петровна Блаватская писала: «…Сказки не являются исключительной принадлежностью детской комнаты; все человечество — за исключением тех немногих, которые во все века понимали их скрытое значение и пытались открыть глаза суеверным — слушало такие сказки в том или другом виде, и, преобразовав их в священные символы, назвало этот продукт Религией!» ("Разоблаченная Изида", т.2, гл. IX).

2. Устремление к Высшему. «Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребенка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молился: «Господи, мы готовы помочь Тебе». Прохожий очень возмутился и назвал ребенка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано. Девочка молилась о матери и о корове, и такая молитва была осмеяна. Но память осталась о чем-то почти смешном, тогда как такая забота была трогательна.

Устрашение Богом тоже есть великое кощунство. Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть, ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. Кто же может вторгаться, чтобы потушить светлый порыв! Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный путь.». (Аум, 69)
Как детям впервые рассказать о Боге? Только личным примером.

Старец Паисий говорил: «Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.»

3. Признание Тонкого Мира и Закона Перевоплощения. «…Урусвати знает насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей — не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования.  Великий Путник любил открывать память. Он приближал к Себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним, как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь.» (Надземное, 172)«…Не только закон Кармы трудно усваивается, но еще труднее воспринимается простейший закон воплощения. Часто и Писания с древнейших времен говорили о такой смене жизни… Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни...» (Аум, 97)

Из писем Е. И. Рерих: «Приведу Вам интересный случай – наши местные газеты полны заметками о ярком случае, подтверждающем Доктрину Перевоплощения. Так, маленькая восьмилетняя девочка, проживающая в Дели, помнит свою прошлую жизнь (…) Уже с четырех лет она рассказала о своей прошлой жизни, но родные не обращали на это никакого внимания, пока об этом не узнал бывший директор местной школы. Он настолько заинтересовался необычными данными, приводимыми девочкой, что решил их проверить. Девочка Шанти дала ему имя своего прежнего мужа и своих бывших родственников, также и название города, где она раньше проживала, описала все достопримечательные здания его и также сообщила массу подробностей своей прежней жизни, также, что она умерла вскоре после родов, когда родившемуся сыну было всего лишь десять дней. Школьный учитель написал все это по данному адресу, и каково было удивление, когда пришел ответ от бывшего мужа, а затем и сам он приехал с сыном, которому было уже 11 лет, навестить свою бывшую жену. Девочка сейчас же узнала их и долго плакала, смотря на сына. Она упомянула несколько случаев из их совместной жизни, которые были подтверждены ее мужем. Также она сообщила ему, что в одном углу его дома в Муттра она закопала 100 рупий, чтобы принести их в дар Богине, если ребенок, при рождении которого она умерла, выживет. Так как девочка настойчиво просила, чтобы ее отвезли в город, где она раньше жила, в ее прежний дом и к прежним родителям, то решено было исполнить ее желание, но при этом все уговорились не говорить девочке, когда поезд подойдет к этой станции (…) Конечно, как только поезд стал подходить к станции Муттра, девочка радостно узнала его и заторопилась. Затем была нанята тонга (коляска) и вознице было сказано, чтобы он следовал указаниям девочки. Сопровождающие хотели убедиться, насколько она помнила местность. Девочка без малейшего колебания указала направление и все повороты, попутно отмечая те изменения, которые произошли за 11 лет, истекшие со дня ее смерти, и все они оказались совершенно точными. Доехав до тупика, она сказала, что здесь нужно слезть и пройти узким переулком, ведущим к ее дому. Среди толпы пришедших на нее посмотреть она сейчас же узнала всех своих родственников, называя их по имени. В доме она пошла в комнату, где были закопаны ее деньги, и деньги эти были тут же найдены (…)

Этот случай описан в английской газете Индии от 29.XI.1935 г.». (12.12.35 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955). «… Напрасно удивляются многим проявлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух Миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям...» (Мир Огненный 3, 542).

4. Понятие Труда на Общее Благо. «При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце…». (Сердце, 411) «…Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана…». (Озарение 3-V-19). Поэтому родители могут сами находить и рассказывать детям правдивые истории о работниках Общего Блага. Сюда будут входить и рассказы о героях. «…Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным. Нужно всеми мерами охранить такие соприкасания, из них зарождается и понятие Братства. Не следует думать, что признание Братства появляется от каких-то догматических нравоучений. Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда.» (Братство, 470). Так сказано в Учении.

5. Самоотверженность. Для воспитания этого огненного качества нужны примеры героизма. Детям важно знать, что не только взрослые, но и их сверстники способны на самоотверженность. Таких примеров очень много. Например,

О 12-летнем Андрее Жовтоноге Украина узнала в декабре 2010 года. Этот мальчик не раздумывая прыгнул в колодец за младшим братиком, который провалился туда при отсутствии люка. Чтобы младший братик не замерз, Андрей взял его себе на плечи.

Маленький герой провел в ледяной воде, которая достигала ему плеч, более 7 часов, пока их не нашли родители и милиция. Все это время мальчик рассказывал брату сказки, чтобы тот не плакал.

В 2018 году на вручении премии «Герой-спасатель года» были отмечены двое школьников, спасавших детей на пожаре в лагере «Виктория» - выпускница Одесской школы № 120 Екатерина Ной и 14-летний одессит, ученик Ришельевского лицея Максим Тихончук. Екатерина и Максим в ночь с 15 на 16 сентября 2017 года спасли из горящего здания в лагере «Виктория» 23 малышей. Екатерина рассказывала, что в момент пожара была в соседнем здании и сразу бросилась на помощь. Из комнат на первом этаже девушка вынесла восьмерых детей. Почти все малыши спали и не ощущали грозящей им опасности. Максим в тот же момент побежал в комнаты на втором этаже и вытащил оттуда 15 ребят.

Это критические ситуации, но есть примеры, которые также научат малышей думать не о себе, а о других – ежедневно заботиться о бабушке или младшем брате, ухаживать за домашним питомцем. Привыкая часть своего времени посвящать другим, дети учатся немного забывать о себе и своих проблемах, а также помогать без ожидания вознаграждения.

6. Дисциплина.  Это защита и охрана Света, противостояние хаосу. Только дисциплина помогает планомерно развивать любые качества характера, необходимые героям. В Озарении сказано «Дисциплина - начало всего.» (Озарение, 2-XI-4). Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Дети — активные существа, деятельные мечтатели, они стремятся преображать то, что их окружает. Родителям стоит постараться, чтобы создать для них развивающую среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Придется много объяснять и самому быть дисциплинированным.

Перечисленные аспекты очень работают для любого возраста, но самым главным остается личный пример.  «Повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни». Писала Елена Ивановна Рерих. (24.08.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2).

«Шалву Александровича Амонашвили спросили родители:

 – А как читать уговорить?

Он ответил:

– Читает ли папа дома? Ребенок должен видеть читающих людей вокруг себя, которые любят и берегут книгу. И как только у отца выдается пара минут – он не пиво пьет, не телевизор смотрит, а берет мудрую книгу, садится и читает. И мама тоже читает.

 А плохо ли будет, если перед сном мама, папа, бабушка или дедушка подсядут к ребенку, даже взрослому, и прочтут какие-то страницы: сынок, послушай, пожалуйста! Что-то из Библии, или сказки, рассказы, и пусть он заснет, а вы продолжайте читать – еще 10-15 минут…

   Ребенок впитывает это. Если у вас в семье читающая среда и читающие люди – невозможно, чтобы ребенок не полюбил читать. Это касается любого качества. Но видите, все это трудный для родителей путь.» (Ш. Амонашвили «Как любить детей»)

Антон Семенович Макаренко писал: «Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и поддерживать искусственно. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением». (А. Макаренко «Как воспитывать детей»).

Об этом говорят и святые:

Родители одного мальчика, который заболел неврастенией, обратились за советом и помощью к отцу Порфирию. Старец сразу «увидел» душу ребенка и сказал: «У вашего сына очень хорошая душа, лучше, чем моя. Она здорова. Просто мальчик получил душевную травму и взбунтовался. Причина этого – ваша гордость, а также плохая компания, в которую попал ваш ребенок. Только ваша личная святость принесет ему выздоровление». Услышав эти слова, мать в отчаянии залилась слезами, считая святость чем-то совершенно для нее недостижимым. Тогда Старец сказал ей: «Не думай, что святость – это нечто недоступное для человека. Освятиться легко. Надо только стяжать смирение и любовь». «…Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты…» (Ш. Амонашвили (Беседы)

Но, к счастью, есть масса средств, помогающих родителям в ответственном деле воспитания настоящих героев. Их нужно использовать. Вот что написано по этому поводу в Учении Живой Этики и письмах Е.И. Рерих. Приведем небольшие выдержки:

Так много возможностей, но не всегда они применяются. Елена Ивановна Рерих писала: «…Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении…» (15.01.32 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1). Сама Елена Ивановна воспитывала своих детей только на настоящих вещах: она никогда не давала им бесполезных игрушек и никогда не читала «пошлейших» детских рассказов, но только то, что способствовало развитию их мышления, любознательности и воспитывало чувство красоты. «…Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию…». (Община, 116). И мы знаем, каких великих людей воспитала Матерь Агни Йоги. Поэтому напутственные слова Николая Константиновича Рериха должны стать путеводными для каждого родителя: «…Матери, жены и сестры, обратите темные будни в праздник Великого Служения! Покажите младшему поколению, что каждый труд должен быть исполнен высшего качества в его духовном осознании. Это высокое качество должно наполнить человеческую жизнь от зари до заката. И в этом постоянном усовершенствовании мы найдем улыбку счастья. Матери, жены и сестры, творите героев!»  (Н.К. Рерих. Священный Дозор Венец женщины).

 Текст составили:

Ольга Качур

Анастасия Кравинская

 

Стихотворение:

Екатерина Корнейчук


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 18.01.2020