Рериховские чтения 14.10.17

«Природа - Приют духа» (Н.К.Рерих)

Время от времени в ходе истории появляются такие гиганты духа, чьи прогрессивные идеи и мысли ставят бессмертную печать на эпоху, в которой они жили и творили. Опережая настоящее, их идеи, замыслы, творчество новы и непривычны, и потому, чаще всего, не понимаемы современниками. Они как бы приходят из будущего в настоящее, им предначертано приблизить нас к этому будущему.

Таким человеком и был Николай Константинович Рерих. Можно смело сказать, что в этом апостоле Культуры наша эпоха нашла свое самое глубокое духовное воплощение. Не многих вообще можно сравнить с ним по широте и глубине творческого гения. Европа, Америка и Азия предъявляли на него свои права. Ведь значение, которое он оказал на развитие всей культуры, поистине, можно назвать общемировым.

Во всем охвате своего творческого дарования, он, как и великие деятели эпохи Возрождения, понимал настоятельную необходимость синтеза всех сфер проявления человеческой мысли и творчества для духовного пробуждения человечества. Он был ученым, художником, писателем, философом, общественным деятелем.

Всем этим проявлениям его творческой и многогранной натуры была присуща проницательность, понимание, глубина и устремление к совершенству.

Во всем – стремленье к совершенству.

В речах, в поступках, в мыслях – свет!

Стремленье воплотить идею

Любви и братства на земле.

 

Как чисто и светло ложатся

Мазками замыслы на холст,

Так в жизни труд и постоянство

В служении людям. Жизнь, как взлет!

 

Взлет духа к тем прекрасным далям,

Где все едино: мысль и плоть,

Весь труд – во Благо Созиданья,

А в сердце светится любовь.

 

Мы прикоснемся через краски,

Через искусства красоту

К глубинам высшего сознания.

Дерзнем постигнуть высоту

Для нас оставленного слова.

 

Мы станем лучше и добрей

В стремлении вместить познанья,

Пришедших от Учителей.

Сегодня мы рассмотрим один из тех аспектов творчества Николая Константиновича Рериха, который нашел отражение в многочисленных полотнах, в литуратурных и философских трудах – это взаимоотношение человека и природы. К Природе Рерих относился как к истоку и колыбели человечества, как к кормилице и жизнедательнице, как к прямой и непосредственной сфере нашей заботы и участия, ведь она своими корнями и основанием связует нас с Высшим миром, с Космосом.

Открывая для себя полотна Николая Рериха, поражаешься, прежде всего, непривычному и, в то же время, неотразимо убедительному видению им природы, восприятию ее как вместилища человечества. Такое отношение Рериха к окружающей природе складывалось, конечно, не в безвоздушном пространстве.

В раннем детстве природа живительным потоком впечатлений вошла в сознание художника, проникнув красками, запахами и непредсказуемыми линиями пейзажа, потрясая чувства гениальной простотой. К ней он проявлял неподдельный интерес, из неё он черпал свои первые вдохновляющие образы.

Яркая, цветущая природа; многовековая история, — всё это — Извара, «родовое гнездо» Николая Константиновича Рериха. Туда из городской суеты Питера приезжал меленький Николай, чтобы окунуться в совершенно другой мир. Здесь все самые яркие впечатления детства и юности, заложили основы мировоззрения и творчества. Внутренняя связь Николая Константиновича с Изварой не прерывалась до конца его жизни. Об этом свидетельствуют листы дневника художника, его статьи и письма.

 «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре - пишет Н.К.Рерих, - Ароматное поле, парк, населённый многочисленными зелёными жителями, среди которых вековые липы и ели, пёстрые газоны, благоухающие кусты роз...»

После третьего класса гимназии Николай Рерих стал бывать в Изваре чаще – обнаружились «всякие легочные неполадки», и домашний доктор дал неожиданный совет: «Нужно и зимой ездить в деревню, пусть приучается к охоте. В снегах и простуду как рукой снимет». «По счастью – пишет Николай Рерих - этот врачебный совет был исполнен. – Вся обстановка охотничья казалась какою-то сказкою. Убийственная часть этого занятия скоро отпала... Но впечатления весенних ночей и восходов, гомон птичьего базара, длинные хождения по зимним лесам – все это навсегда вносит особый склад жизни».

Он собирает гербарии, коллекции минералов и птичьих яиц с научной целью. И по итогам этого пишет статью про птиц и очерк об охоте в журнал. Немаловажным результатом этими увлечениями стало то, что Николай Рерих закалился в прогулках по лесам и полям, сделался выносливым, это помогло переносить суровый климат зимних Гималаев во время экспедиции, которую он совершил позднее.

Образы природы и истории, преданий и легенд, пережитый в детстве «трепет веков давних» вел художника к познанию вечных законов Мироздания, в котором человек неотделим от окружающего мира. Человек - дитя природы и  все живое на земле как единый организм, сложный в своей организации, но обретающий состояние гармонии лишь в своем единстве. Н.К. много размышляет и пишет о природе, о ее непревзойденной, каждый раз новой красоте, о несомненной пользе природы в жизни человека. Это находит отражение и в его художественном творчестве.

У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они — без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями, и чудовищами старины. На этих холстах человек иногда только мерещится, или отсутствует. Но полузримый, невидимый — он везде. Пусть перед нами безлюдный пейзаж: пустынная природа севера, овраг, роща, серые валуны; или — в затейном узоре иконной росписи — не люди, а угодники, святые, ангел, строгая Оранта; или — просто этюд, рассказывающий сказку русско-византийской архитектуры. Неуловимый синтез видения художника возвращает мысль к тому же образу — символу. К нему — все творчество Рериха.

Н.К. Рерих пишет: «Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетическое требование, и тело наше... Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: все пройдет, потом хорошо будет». Даже непродолжительное общение с природой  облагораживает и освящает; «люди, вышедшие из природы, как-то инстинктивно чище»; «они здоровее духовно», «лучше распределяют свои силы». И там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд без смятения»

В своих художественных и литературных работах Н.К. Рерих говорит не просто о познании мира с помощью моделей, формул, законов. Его дума — о духовном познании и Космоса, и Земли, и самого человека. Под этим углом зрения видится ему сыновняя связь человека с природой. Как и во времена Николая Константиновича, так и сегодня, многие скажут: «Об этом ли еще заботиться? На соображения ли с характером природы тратить время, да времени то и без того мало, да средств-то и без того не хватает».

Осознание необходимости этого приходит к человечеству с трудом. Не случайно первый экологический манифест, провозглашенный Рерихом еще в 1901 году в статье «К природе», потребовал, спустя треть века, не просто повтора, но и новых, трагических по сути постулатов. И назывался этот новый манифест уже «Боль планеты». После смерти Николая Константиновича боль успела превратиться в нестерпимую. Многие народы уже даже прибегают к сильным «анестезирующим средствам». Но окончательно преодолеть эту боль и эту болезнь в силах лишь все человечество общими, согласными усилиями.

Мотыльковый образ жизни, быстрое физическое и психическое старение и одновременно — детская незрелость, недальновидность во взаимоотношениях с окружающей средой. Этот причудливый, противоречивый симбиоз человек демонстрировал неоднократно. Человек в современном мире цивилизации включен в постоянно ускоряющийся круговорот проблем по обеспечению того уровня и способа жизни, который навязывает цивилизация. Привнесение в жизнь людей большего количества благ, с одной стороны облегчают человеку жизнь, с другой стороны ввязывает человека в зависимость от этих благ, необходимости следовать общепринятым нормам и стандартам уровня жизни. Немногие часы отдыха люди чаще всего проводят перед экраном телевизора или монитором компьютера. Негативная информация, льющаяся с экранов, поддерживает в человеке  постоянные тревожные состояния, и, по сути, является скачиванием у человека энергии. Ничем не лучше обилие развлекательных программ и компьютерных игр, которые уводят сознание от реальной жизни, человек отвыкает самостоятельно мыслить.

В огромных городских скоплениях очень важно – то, что люди  своими мыслями, чувствами, эмоциями создают такие дисгармоничные пересечения энергий, которые вызывают нарушения не только в организме самого человека, но выводят из равновесия все стихии и приводят к такой чудовищной дисгармонии в организме планеты, которая выливается потом неисчислимыми бедствиями для самого человечества. Все мы наблюдаем, как за последние десятилетия участились катаклизмы, стихийные бедствия – извержения вулканов, землетрясения, тайфуны, цунами, небывалые перепады жары и холода, наводнения и засухи.

И потому так актуально ныне еще одно мудрое, суровое предупреждение Н.К.: «Чрезмерность городских скопищ станет ясной лишь для мирного духа... Всякая несоизмеримость противна Высшему Творчеству. Но, что же более несоизмеримо, как не гнойник гиганта-города с пустынею, которая когда-то была цветущими пространствами, опоганенными невежеством». «Кто-то пытается схватить за горло само пространство...  И трудно себе представить, что может произойти, если человечество вступит и на такой путь насилия. Одно ясно, что люди в обоюдной ненависти способны вызвать к действию самые страшные разрушительные энергии. Если в данную минуту еще не происходит какого-то потрясающего взрыва или каких-то губительных эпидемий, то это еще не значит, что их вообще не может быть. Люди опять-таки обвиняют далекие солнечные пятна во всех своих безумиях.  Наука уже вступила в океан новых энергетических опасностей, а люди легкомысленно пытаются изнасиловать и отравить само жизнедательное пространство. Куда же приведет такой “прогресс”?»

А.Й. говорит «Великий жар есть не только тепло физическое, но есть химизм, который уже сгущается над планетою, являясь предвестником Огненной Эпохи. Люди не придают значения таким знакам, но, прежде всего, они сами могут улучшить положение. Злоба есть конденсатор химизма тяжкого. Верить не хотят люди, что их внутренняя лаборатория имеет космическое значение. Размышляют люди о всяких бесполезных вещах, но о своем значении и о своей ответственности не желают подумать. Конечно, жар химический пока еще временен и сменится холодом. Можно представить, что готовят себе люди через четверть века! Есть еще время подумать и оздоровить атмосферу.» (Мир Огненный ч.2, 19)

Человек может так оторвать себя от Земли, что поставит планетарную жизнь на край гибели. Все эти явления вызваны невежеством, нежеланием и неспособностью подумать на шаг вперед. Это есть свидетельства упадка культуры духа человка. Такой отрыв от природы, постоянная гонка за благами цивилизации, страхи, отрицательные эмоции, агрессия, раздражение вызывают депрессии, нарушения энергетики человека и приводит к болезням. Поэтому единение человека с природой поможет изменить ситуацию к лучшему.

За тысячелетия развития человечества меняется взаимодействие человека с природой. Человек всё дальше и дальше отдаляется от природы. Он создал города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Природа и ресурсы природы – основа, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения всех материальных и духовных потребностей человека. Человек является частью природы и как живое существо, своей  жизнедеятельностью оказывает важное воздействие на природную среду.  Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны между собой. Для человека и общества, природа является средой жизни и единственным источником существования и развития.

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней.

Природа – обязательный персонаж произведений Рериха. Она никогда не выполняла в его творчестве вспомогательной роли. Пейзаж – это не фон, на котором разворачиваются события. Рерих ощущает жизнь мироздания повсюду, как бы биение сердца во всём, и не только в органической, но и в так называемой неживой природе. Он видит её одушевлённой, в процессе вечного становления. В природе текут потоки неведомых космических сил, которые выявляются в причудливых, нередко фантастических образах. Природа, как и человек, равноправный и действенный участник событий.

 «Надо природу понимать, – призывает Рерих. – Надо войти в нее как бы сотрудником ее, не осудительно, но восхищенно». Слияние с природой он воспринимает как могучий генератор, дарующий человеку физическую и духовную энергию. Рерих с восторгом повторяет слова древних майя, зазвучавшие вновь спустя три тысячи лет после того, как они были написаны: «Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы? Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? – мы – земля!»

Стремительно меняется жизнь нашего общества. Технический прогресс дает все новые альтернативы в устройстве быта, питании и лечении современного человека. Но, по прежнему, нас интуитивно притягивает Мать-природа, даже если мы не до конца осознаем это стремление и по детски неумело пытаемся получить её дары.

«Бросьте все, уезжайте в природу», — говорят человеку, потерявшему равновесие, физическое или нравственное; но от одного его телесного присутствия в природе толк получится еще очень малый, и хороший результат будет, лишь если ему удастся слиться с природой духовно, впитать духовно красоты ее, только тогда природа даст просителю силы и здоровую, спокойную энергию», - писал Н. К.Рерих.

 «Будет ли парапсихология, будет ли наука о мысли, будет ли психическая или всеначальная энергия открыта, но ясно одно, что эволюция повелительно устремляет человечество к нахождению тончайших энергий. Непредубежденная наука устремляется в поисках за новыми энергиями в пространство, этот беспредельный источник всех сил и всего познания. Наш век есть эпоха энергетического мировоззрения».

В окружающем нас мире щедро разлита психическая энергия. Она в природе, в воздухе, в воде... Важнейшим конденсатором Огня жизни или психической энергии является царство растений.

Н.К. Рерих пишет: «Много раз уже мы указывали на необходимость изучения старинных фармакопей и всяких народных средств, среди которых, несомненно, находятся результаты вековых опытных наблюдений. За такие утверждения много раз мы подвергались насмешкам. «В старые времена  каждая травка была на пользу. Даже очень рассудительные люди внутренне недоумевают, когда им рассказывают, что тот самый репейник, который они только что уничтожали, является благотворным лекарством».

«Вспомним миф "О происхождении Молнии". Создателю сказала Матерь Мира: "Когда закроется Земля тёмными пеленами злобы, как будут проникать спасительные капли Благодати?" И Создатель отвечал: "Можно собрать потоки Огня, которые могут прободать любую толщу тьмы". — Матерь Мира сказала: "Действительно, искры Огня Духа Твоего могут дать спасение, но кто же соберёт и сбережёт их на потребу?" — Создатель ответил: "Деревья и травы сохранят Мои искры…»(Мир Огненный ч.2, 6)

 «Известно, что терапевтическая практика не только в Китае, но и в Индии существовала многими столетиями, имея связь с еще более древними цивилизациями, — что выясняется по старинным манускриптам. Разные травы внимательно собирал благой Чарака; ему посвящена картина в Бенаресе. «Каждая малейшая травка — на пользу». «Всяк злак — на пользу человеков».

 «Не только растения служат целебно своим экстрактом, но их растительная эманация даёт сильное воздействие на окружающее» (Община, 142)- сказано в А.Й. Эти вещества целебны, помимо лекарственных свойств, полезны главным образом тем, что содержат в себе жизненную силу — психическую энергию природы.

 Рерих говорил, что ПЭ может быть сильнее ядерной. В чем же ее сила? Пользуясь этой энергией осознанно - человек может быть здоров и счастлив.

Много написано НК о пользе природы и целительном свойстве растений. Отдельную статью он посвятил валериане.

«Корень ягиль  отмечен во многих преданиях, сказках и песнях. –пишет НК, - Он защищает от ведьм и бесов. Он очищает преступные места, он врачует израненное сердце. Много имен у корня. Он и лесной ладан. Он и чемер. Он и катыр, и кошачья радость. …Все тот же валерьян — валерьяна официналис, свойства которого широко знают народы. В большом разнообразии названий видно и многоразличное применение корня. Где лечат сердце, где грудь, где глаза, а в сущности, корень оздоровляет всю нервную систему. Целебные свойства валерьяны засвидетельствованы многими веками. Ведь издревле валерьяна входила в состав двенадцати так называемых основных лекарств. Наиболее опытные врачи предлагают валерьяну в виде настоя, или валерьянового чая. Валерьяна как восстановитель нервной системы требует очень продолжительного приема в течение не менее полугода — регулярно по чашке валерьянового чая перед сном. Мы уже имеем перед глазами множество прекраснейших последствий такого продолжительного лечения. Конечно, еще полезнее вообще не прерывать подобный прием валерьянового чая и ввести его как предохранительное и укрепляющее средство. Такая профилактика тоже испытана многими и в течение целого ряда лет. Вполне естественно, что в народном понимании валерьяне приписывали такие разнообразные целительные свойства. Получая облегчения в различных болезнях, люди упускали из виду, что воздействия на общую нервную систему, конечно, благотворно влияли и на весь организм».

Именно с помощью лекарственных растений люди лечили многие заболевания, обращаясь к природе, к ее дарам. Среди 3000 препаратов, которые используются современной медициной, около  40 % производится из лекарственных растений, причем ежегодно количество растительных препаратов увеличивается. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Сегодня в мире насчитывается порядка 12000 лекарственных растений, которые обладают целительными свойствами и применяются как в традиционной, так и в народной медицине. 

Также не будем забывать, что лечебными свойствами обладают и продукты питания растительного происхождения. Многих удивит, что даже  морковь или земляника, употребляемые как обычная пища, могут быть полезны в очень серьезных случаях

Н.К. писал: «Наука достигла многого в изучении витаминов. Наука установила, что в этом отношении овощи питательнее мяса. Как полезно и необходимо было бы обратить исследование на этих питательных помощников в жизни человека. Ведь кроме несомненной питательности, о которой могут свидетельствовать многочисленные народы, эти растения, несомненно, имеют и лекарственные свойства, которые помогли бы соединить питательность с прямым оздоровлением. Даже среди культурных огородных овощей их лекарственность далеко не всегда исследуется и применяется. Так легко могла бы быть соединена и питательная и лекарственная диета. Впрочем, в стариннейших советах мы видим, как предлагалась смена пищи понедельно, чем предусматривалась не только питательность, но и лекарственность. Вместо множества патентованных суррогатов, в природе предоставлены людям самые естественные решения многих проблем».

Множество древнейших растительных культур, богатые витаминами и обладающих лечебными свойствами были забыты. Особо хотелось бы сказать о полбе – прародителе всех известных сейчас сортов пшеницы.

Полба была широко распространенной зерновой культурой на заре человеческой цивилизации. Из нее впоследствии были выведены все современные сорта пшеницы. Упоминания полбы мы можем встретить в Библии, а также в произведениях Гомера, Пушкина, и других авторов. В древнейших цивилизациях Шумера и Египта полбу использовали в качестве основной пшеницы в ежедневном питании. По причине трудоемкости  процесса сбора и переработки урожая, сегодня полба утратила свою популярность, даже не смотря на то что она опережает культурную родственницу по содержанию железа, магния, цинка, селена и кальция, витаминов группы В, витаминов группы Е, К и РР. А по количеству белка полба превосходит даже куриные яйца. Углеводы, которые содержатся в зерновой культуре, медленно всасываются и перерабатываются организмом в энергию. Постепенное расщепление тормозит голод, а энергия при этом выделяется порциями и не «оседает» в виде жира.

Грубые волокна зерен улучшают перистальтику кишечника, очищая внутренние стенки от вредных накоплений. Через очищенные стенки кишечника организм способен всасывать питательные вещества быстрее и в больших количествах.
Регулярное употребление полбы в пищу способствует  нормализации уровня сахара в крови, укреплению иммунитета, улучшению работы эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и репродуктивной систем,  в большой степени снижает риск развития инфекционных заболеваний и анемии.  Улучшается цвет лица, укрепляются ногти, восстанавливается структура волос, выводятся  из организма токсины, снижается уровень холестерина. Блюда из полбы не провоцируют возникновение  аллергии на глютен, и, в целом  улучшают общее состояние организма. Поэтому полба показана в рационе здорового питания беременным и корящим мамам, детям и пожилым людям, спортсменам, тем, кто на диете, и всем, кто заботится о своем здоровье.

Современные диетологи стали говорить о том, что развитию большинства  человеческих заболеваний мы обязаны отказу от таких растений как полба, так как именно в них в первозданном виде сохранился привычный для организма набор хромосом. Возрождая древние традиции, и зная о пользе продуктов из полбы, мы посеяли эту пшеницу, в экологически чистой зоне нашей области, на полях,  где много лет были луга с полевыми цветами. С особой радостью и заботой мы вырастили наш первый урожай, чтобы поделиться с людьми возможностью и знанием!..»

 «Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мед не применяются достаточно. Между тем, что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию…» Братство, 148

Мед – уникальный продукт, подаренный нам природой. О целебных, удивительных свойствах меда было известно еще в древности. В настоящее время полезные свойства меда хорошо изучены и широко используются для профилактики и лечения различных заболеваний. Ведь помимо характерного неповторимого вкуса и аромата, благодаря которым он так любим многими людьми и широко используется, как в кулинарии, так и в качестве самостоятельного продукта, мед обладает великолепными антибактериальными, бактерицидными и противовоспалительными свойствами.

Благодаря фитонцидам и ферментам, входящим в состав, мед обладает способностью останавливать рост болезнетворных бактерий. Сахар, минеральные вещества, различные микроэлементы, ферменты и витамины, такие как В1, В2, В3, пиридоксин, витамин Н, никотиновая кислота, витамины РР, Е и С, входящие в состав меда, оказывают общеукрепляющее, тонизирующее действие на организм человека.

Минеральные вещества и микроэлементы влияют на укрепление скелета человека, процесс обмена веществ, гормонов, выполняют функцию переноса кислорода, находятся в составе ферментов и витаминов, без чего неисполнимо превращение поступающих пищевых веществ в организм.

Благодаря схожести меда с минеральным составом крови натуральный пчелиный мед очень быстро усваивается организмом человека, причем компоненты меда усваиваются больше чем на 95%, улучшая при этом процесс пищеварения.

Польза меда неоспорима при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, внутренних органов, заболеваний сердечно-сосудистой системы, таких как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.

Аминокислоты, входящие в состав меда, улучшают деятельность головного мозга, память. Антиоксиданты способствуют выведению из организма вредных веществ, тяжелых металлов, предотвращают возникновение раковых опухолей, способствуют сохранению молодости организма.

Доказано, что мед помогает увеличить количество пробиотических (нужных) бактерий в пищеварительных каналах, что помогает укрепить иммунную систему, улучшить пищеварение, уменьшить холестерол и избежать рака прямой кишки.

Антибактериальные, ранозаживляющие и другие полезные свойства меда позволяют использовать его в качестве основы для различных масок, компрессов. Мед смягчает кожу, обладает заживляющим действием, эффективен при лечении ожогов, порезов, различных ран, кожных воспалений, язв и опухолей. Причем он эффективен как при лечении недавно образовавшихся повреждений, так и для затягивания шрамов и рубцов. История подобных компрессов в народной медицине насчитывает уже множество тысячелетий.

Некоторые исследования показывают, что капелька меда, если ее закапать в глаз, может излечить неострые формы коньюктивита. Металлы меда уменьшают количество сахара в крови, а также способствуют адекватному процессу кроветворения. Мед полезен в качестве профилактического средства для беременных женщин; он помогает справиться с депрессиями и стрессами. Благодаря своим антисептическим свойствам, мед, в особенности в сочетании с лимоном, может использоваться для внутреннего перорального применения при фарингитах и ларингитах.

 «…Правильно полагать, что самый лучший мед будет из мест, насыщенных целебными растениями. Можно понять, что пчелы могут слагать не случайные сочетания своей добычи. Легенда о пчелах имеет значение, чтобы обратить внимание на особое качество меда.
Кроме того много растительных продуктов требует исследования. Люди относятся настолько первобытно, что удовлетворяются определениями — хороший и дурной, свежий и гнилой, притом восхищаются размерами продуктов, забывая, что искусственная величина разрушает ценность качества
». Братство, 148

Самый популярный – натуральный цветочный мед. Особенно такие его сорта: липовый, гречишный, акациевый, донниковый, горчичный, хлопковый, подсолнечный. Мед получает название в зависимости от растений, с которых пчелы собирают нектар. Больше всего ценятся светлые сорта меда (акациевый, липовый и др.), исключением является гречишный. Темные сорта более богаты минеральными веществами, представляющими ценность для организма.

Все большей популярности последние годы набирает тибетский медовый массаж.

Он зарекомендовал себя как весьма мощное терапевтическое средство. Назначается при таких серьезных заболеваниях как бронхит, хроническая простуда, затяжная пневмония и остеохондроз. Оказывает активное влияние на нервную систему и внутренние органы, повышает иммунитет и помогает справиться с вегето-сосудистой дистонией. Курс медового массажа снимает стрессы, лечит депрессию и неврастению, отлично снимает умственное и физическое напряжение.

Также медовый массаж обладает прекрасным косметическим эффектом. Он усиливает микроциркуляцию крови, удаляет мертвые клетки кожи, тонизирует ткани. При правильном выполнении мед усиливает эффективность антицеллюлитного массажа, растопляя жировые клетки, способствует быстрому выведению шлаков, токсинов и избыточной соли.

«Молоко и мед считаются питательными продуктами, но совершенно забыты, как регуляторы нервной системы. При явлениях в чистом виде они содержат драгоценную всеначальную энергию. Именно, это качество должно быть в них охранено. Между тем, стерилизация молока и специальное очищение меда лишают их самого ценного качества. За ними остается питательное значение, но основная ценность их исчезает.
Конечно, необходимо, чтобы продукты употреблялись в чистом состоянии. Так животные и пчелы должны содержаться в здоровых условиях; но все искусственные очищения уничтожают их прямое назначение
». Братство, 201

Земля была и есть дающей планетой. Все, что нам нужно, чтобы жить и процветать, уже дано нам природой: среда обитания со всеми её стихиями, пища, вода, материалы для создания жилья и одежды, предметов труда и обихода, и даже лекарственные растения и минералы, для поддержания своего здорового существования.

«Мы отбрасываем всякие условности, забываем недавнюю необходимость смотреть на все чужими глазами и хотим стать к природе лицом к лицу, в этом индивидуальном стремлении приближая наше время, вернее сказать, близкое будущее к одной из хороших прошлых эпох — к эпохе возрождения».

Именно теперь, когда всевозможные новые открытия говорят о расширении горизонта, именно теперь так несовременно все еще думать об иллюзиях технократии с ее специализациями. Тогда, когда даже малыши познают соотношения макро и микрокосма».

Исследователи, которые изучают ауру, волны, исходящие из мозга, сердечные ритмы человека, обнаружили, что те из нас, кто больше времени проводит среди зелени на природе, меньше всего страдают от стресса, депрессии и симптомов тревоги. Взаимодействие с природой также улучшает самочувствие детей, испытывающих дефицит внимания, и людей, страдающих от депрессии.

Прана —  это жизненная сила, находящаяся в воздухе. «Она нисходит из высших сфер..., сказано в А.Й., -  и мощь наша растет ею». Агни Йога, 645 Чистый воздух имеет огромное значение для получения жизненной энергии, так как загрязнённые слои атмосферы препятствуют проникновению праны. Лучший по качеству, по насыщению огненной энергией воздух — на высотах, в лесах. Но, оказывается недостаточно только жить на свежем воздухе, чтобы обогащать свой организм энергией. Важно понимать, что  «...Прана, сознательно поглощённая, умиротворяет истечение ядов» и «осознание умножает все энергии».

Потому «леса, эти приёмники Праны»  совершенно необходимы для здоровья планеты. Деревья, цветы, травы — великие жизнедатели. Они не только собирают и раздают Прану, но также служат человеку целебными веществами, находящимися в их соках, корнях, маслах, пыльце, листьях, цветах, плодах и зёрнах. Эти вещества целебны, помимо лекарственных свойств, главным образом тем, что содержат в себе жизненную силу — психическую энергию природы. Научившись пополнять запас психической энергии, мы можем увеличивать свою жизнеспособность, улучшить настроение, а в случае потери ПЭ, – важно знать механизмы ее пополнения. В А.Й. сказано: «Так люди должны собирать и утверждать все полезное для психической энергии. Должен каждый следить за запасом психической энергии. Ведь даже вздох единый уже приносит обновление сил…» (АУМ, 515).

При этом есть одно важное условие: это осознание энергии и сознательное пользование ею. Такой подход во много раз увеличивает благотворные результаты воспринимаемой энергии. Ведь сказано: «Мало жизнеспособности в деревнях, ибо прана помогает, когда воспринята сознательно». Озарение, 2-IV-18

Научные исследования клиники Урусвати и Медицинской Академии Духовного развития неоднократно доказывали благотворное влияние на человека: живой природы, чистой родниковой воды, общение  с растительным и животным миром. На фото мы можем видеть как подымается энергопотенциал человека от общения с природой, с лошадьми, при осознанном дыхании.

Эти исследования говорят о существовании энергии, о ее тесном взаимодействии с окружающим миром. Мы видим, что человек и все живое вокруг  – существа энергетические. Все мы носители и передатчики накопленной энергии. Наше эмоциональное и физическое благополучие во многом зависит от влияния на нас окружающей среды и её обитателей, а мы в свою очередь ответственны за те энергии, которые мы продуцируем в мир. Природа же является для нас неиссякаемым источником чистых энергий, которые питают нашу ауру, дарят наслаждение, здоровье и продлевают нам жизнь.

Н.К.Рерих и А.Й. говорят о необходимости познания законов природы. Современная наука делает уже значительные первые шаги в этом направлении.

Результаты проведённого в Великобритании исследования в 2014 году показали, что у переехавших в более экологичные городские районы людей улучшилось психическое состояние, которое продлевается на многие годы. Это ещё одно подтверждение того, что увеличение количества парков и садов в городах улучшает состояние здоровья их жителей.

В Японии настолько хорошо осознали положительное влияние на здоровье человека прогулок по лесу, что некоторые местные органы власти даже пропагандируют «лесную терапию», всем известны японские традиции любования цветением сакуры. Исследователи обнаружили, что за время пребывания в лесу повышается иммунитет, в том числе против раковых заболеваний, а также снимается стресс. Более того, в Южной Корее есть официально утверждённые «целебные леса», а в Финляндии признана польза для здоровья от времени, проведённом на природе.

В культуре каждого народа есть свои традиции проведения времени в единении с природой. В связи с такой осознанной уже потребностью сопричастия человека с природой, сейчас во всех странах всё больше развивается много различных методик и оздоровительных практик на природе. Это и экотуризм, пешие и вело-прогулки в лес и горы, различные оздоровительные мероприятия связанные с водными источниками – речные, морские купания, прогулки и дыхание морским воздухом, лечебные минеральные воды, термальные источники, чистая родниковая вода – лучшее средство для очищения организма и приобщения ко всей водной стихии на Земле. Новое оздоровительное направление - проведение различных практик, гимнастик и медитаций на природе, в чистых от влияния городов местах.

 Даже выращивание цветов, зелени, деревьев – это тоже очень полезное со всех точек зрения занятие. Во-первых - приносит практическую пользу, увеличивая количество растительных насаждений, которые, очищают кислород, обогащают почву, предотвращая её иссушение и опустошение, снабжают нас пропитанием и приносят чисто эстетическое удовольствие, но и во-вторых такие занятия сонастраивают человека с природой, энергетикой Земли и оказывают свой гармонизирующий и оздаравливающий эффект.

К сожалению, соображения бережливого отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи не заметным, но непременным стимулом создателя.

Н.К. Рерих писал: «Опять дух человеческий должен устремиться в природу, среди которой так много свободного места и неиспользованных возможностей. К тем же мыслям о природе и ко всевозможному оздоровлению относятся и задания о процветании пустынь. Пусть разумными неотложными мерами и эти запущенные людскою небрежностью пространства сделаются вновь плодоносными и полезными для заселения». «Если посадка каждого дерева заключает в себе уже мысль о будущем, то мысль об оживлении целых пространств есть уже настоящее устремление к светлому будущему. В те дни, когда человечество особенно чувствует отравленность нагроможденных городов, мышление должно устремляться к запыленным от былой небрежности пространствам. Эти пустыни являются для человечества убедительным предостережением и в то же время своими недрами убеждают, что при любовном, терпеливом отношении и они могут превратиться в сад прекрасный».

Одна из устойчивых нынешних иллюзий заключена в том, что духовность непременно связана с крайним усложнением внутреннего мира личности, а согласие с природой есть нечто животно-травоядное, патриархальное, духовно обесточенное. Отпуск на даче, экскурсы по грибы, на охоту, на рыбалку —  это так, для отдыха, для снятия городских стрессов. Но жить так все время?!

Рерих разрушает эту иллюзию. Именно — жить. Чем сложнее технократический мир человека, тем глубже должен погружаться в природу его духовный мир, «в каждом обиталище среди природы вопрос духовности тем сильнее должен войти во всю жизнь. Весь обиход бытия в природе не может ограничиваться какой-то технократией. ...Никакие городские нагромождения, никакие башни вавилонские не заслонят путей к процветшему саду природы»

 «Сейчас уже понят ужас этих чрезмерных людских скопищ, кончающих в человеконенавистничестве. Опять встали мысли о природе, о возвращении к естественному труду, который при современных открытиях может быть преображен в полную и духовную и материальную жизнь».

«Всюду появляются отдельные личности, и семьи, и целые людские группы, которые мечтают о жизни в природе. Мыслятся в малых и больших размерах всевозможные кооперативы, которые позволили бы в разнообразном труде получить естественную и заполненную осмысленной работой жизнь. Можно только радоваться, если последние современные открытия и социальные подвижки могут приводить к мыслям о природе, о естественном совершенствовании в различных применениях труда. Поистине, в самой задаче оживления пустынь есть устремление к прекрасному будущему. Познавание, оживление, процветание — всегда будут неотложным заданием человечества».

Главные пути спасения надо искать глубже, в сохранении вековых корней культуры, и опыте мудрого, духовного отношения человека к среде своего обитания. Трагедия природы в нашем веке это трагедия  недостатка духовности в современном обществе. Никто, может быть, не доносит до нас эту истину так ясно, как это делает в своих произведениях НК.

«Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укрепленное истинными ценностями. Понимание жизни как самоусовершенствования во благо народное сложится там, где твердо почитание природы». «…Правильно обратить мышление к Природе. Правильно направить мышление к труду сотрудничества с Природою. Правильно признать, что ограбление Природы есть расточение сокровищ народа. Правильно о Природе порадоваться как о пристанище от огненных эпидемий. Кто не мыслит о Природе, тот не знает приюта духа». (А.Й., 530).

Поистине, когда Н.К. говорит: «Да процветут пустыни», — имеются в виду не только пустыни песчаные, но и пустыни   человеческого духа. Полная аналогия. Так же тёмные вихри смели в человеке жизненные покровы, так же оголили и окаменили сердце. Но если даже в природе нашлись засухостойкие, упорно применившие себя травы, то ведь и дух человеческий может проявить то же упорство, то же мужество, которое охранит от постыдного окостенения. Десятки тысячелетий принцип сотрудничества человека с природой должен был утвердиться в жизни каждого дня, а между тем и природа уничтожается и испепеляются сердца человеческие. Пусть, несмотря ни на что, процветут пустыни песчаные и пустыни духа человеческого. Ведь не в руках роботов останется истинное преуспеяние.

«Урусвати знает сущность любви к Природе. Агни Йог любит Природу, в малейших и величайших проявлениях ее он усматривает красоту; он чует величие, насыщающее пространство. Йог познает, что для него Природа есть окно к дальним мирам и вход в Мир Надземный.
Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо многие вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения ее в жизни. Так нужно наблюдать на детях явление тяготения к Природе и особенно к Небесам»
. (Надземное, 862)

Все что мы имеем: наш дом Земля, все неисчислимые богатства и красоты её, все это дар Небес, проявление извечного Абсолюта в своей беспредельной любви к нам. И природа таит в себе отражение Бога.

«Знание вездесущего Бога в каждой былинке не умаляет величие, наоборот, оно дает реальность всем тонким состояниям, всем дальним мирам, всему тому, что видит даже человеческий глаз, а кроме всего и всему тому, что знает в существе своем сердце человеческое. Сердце – это Солнце солнц, это престол Всевышнего. Лишь ненадолго разошлась наука с великими Реальностями. Все новые открытия энергий, лучей, волн, ритма, и всего незримого оку богатства, всей фактической Мощи Всевышней, опять обращают человеческое познавание вверх по беспредельной Иерархии Света, где нет мелких земных делений, где нет злобы и ненависти, но где сияет великий огонь, великой творческой Мысли. И в сиянии этой великой Мысли Всевышнего и человеческая мысль озаряется сиянием сердца»

Да будет мир среди живущих!

Мир на земле и в духе вам!

И не осмелится живущий

В душе взрастить зачатки зла.

 

В природе разлита повсюду

Ее величество Любовь

Что красотой нерукотворной

Нам сердце раскрывает вновь…

 

Возьмем в природе первозданной

Палитру красок, яркость чувств

И сердце дрогнет благодарно

За радость восхищенья пусть.

 

Прими дары природы духом

И возродится в сердце мир.

Мир единения с живущим,

Мир радости давать другим…

 

Делиться необъятным чувством;

Понять, простить, отдать, помочь…

Мы в сердце обретаем счастье,

И бесконечную любовь.

Составители: Корнейчук Е., Потоцкая Е., Олейник В., Мягкова Н., Кукса О., Сильченко Т. ( в программе участвовали Корнейчук Е., Потоцкая Е.)

Стихотворение  в программе: Корнейчук Е.

 

Список литературы:


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 28.01.2020