Рериховские чтения 19.12.15

Весть Красоты

«Красота есть одеяние Истины»
Н.К.Рерих

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному станет каждодневной молитвой. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные минуты жизни мыслите о красоте. Так, среди вражды смятений и исканий, в эпоху планомерного насаждения культа безобразия, когда тьма сгустилась до предела – на весь мир зазвучала благая Весть Красоты».

Эти слова Святослава Николаевич Рериха как никогда актуальны в наше трудное время. Среди шума битв и обещаний политиков забывается самое важное в жизни. «Я думаю, именно в эти дни мировых пожарищ и сдвигов следует обратиться к ценностям вечным», – говорил художник.

И когда Красота с большой буквы очищает нам глаза и раскрывает сердце, мы способны отличать добро от зла и увидеть путь в лучшее будущее. Ведь прекрасное - это то, что минуя информационные лабиринты нашего ума, напрямую приводит нас к Высшему осознанию.

«К ценностям высших творческих устремлений человека, тем ценностям, которые неподвластны временным разрушениям и смятениям, - говорил Святослав Николаевич, - ставя перед собой высокие идеалы, мы стремимся к ним, и наше сознание выходит за пределы повседневности, безобразия, невежества и несовершенства. Истинные ценности жизни становятся всё более очевидными. Мы начинаем творчески направлять наши усилия, чтобы искать красоту и гармонию в нашей жизни. Мы поднимаемся и движемся вместе с волной эволюции… Для меня совершенно реально и очевидно, что в Искусстве и Красоте заключены сверхъестественные силы».

И всю свою жизнь Святослав Николаевич посвятил поиску Красоты и дарованию ее людям. Его девизом был призыв: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» И это прекрасное он нес через искусство, мысль, слово и действие.

Стремиться к Красоте и чувствами, и мыслью.

Вливать в потоки дней свет Истины одной.

А Красота проста: в порыве бескорыстья,

В желании творить и познавать любовь.

 

Любовь, что как поток нас омывает свыше

И раскрывает мир прекрасный и живой.

Омоет душу боль, и радость нас возвысит,

И озарит сердца Создателя огонь.

 

Стремится к Красоте и мыслью и душою

И в духе постигать Свет вечный, неземной

А Красота в сердцах творит ступени к Богу.

На струнах Красоты звучит к Нему любовь.

 

Святослав Николаевич родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Единым трудом и целью был связан жизненный путь всех членов этой семьи. Каждый был крупнейшим деятелем Культуры, Искусства, Науки и духовных Знаний. Примером всей своей жизни они открывали для человечества врата на трудном, но сияющем пути духа.

Елена Ивановна была душою семьи. «Ведущей» называл ее Николай Константинович в своих произведениях. «Воительница» - называли её Великие Учителя!

Главным трудом всей жизни Елены Ивановны, было принятие и передача человечеству через Учение Живой Этики или Агни Йогу Нового Провозвестия. В нем Учителя Света передали всеобъемлющие знания: об Иерархии Света, законах Мироздания, Дальних Мирах, о существовании великих энергий и сил, которые наполняют пространство и продвигают Вселенную и человека на пути эволюции.

В своих воспоминаниях Святослав Николаевич так пишет о своей матери «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Отец, Николай Константинович, - все свое многогранное дарование художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя отдавал на служение миру.

За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, картинами и путешествиями всегда стояла его «вдохновительница» и «другиня» - Елена Ивановна.

Святослав Николаевич писал: «Мои родители были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования. Их сотрудничество было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания, они как бы дополняли друг друга и в тоже время давали друг другу особое новое качество. Мне выпало редкое счастье видеть в них живой пример. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения».

Любовь к родителям он свято пронес через всю свою жизнь и оставил нам их замечательные портреты, раскрывающие всю красоту, благородство и величие их богатого и устремленного в будущее духовного мира.

Старший брат Юрий - крупнейший востоковед, лингвист и энциклопедист  ХХ века. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию. Юрий неизменно сопровождал родителей в их научных экспедициях.

Именно он, благодаря своему огромному духовному потенциалу, инициировал современное рериховское движение и вернул на Родину художественное и научное наследие своих родителей, а самое главное - великие философские идеи, которым семья Рерих посвятила свою жизнь.

В этой замечательной семье, где воспитывались братья, с первых лет жизни детей окружала атмосфера творчества, красоты, труда и вдохновения. Большое влияние имели разговоры родителей, при которых дети всегда присутствовали. «Перед нашими глазами, - писал Святослав Николаевич, - раскрывался новый и богатый мир…Наш дом был полон предметов искусства и замечательных книг, собранных родителями».

«Моя Матушка очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно».

Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.

«Я очень интересовался орнитологией, зоологией, минералогией, – вспоминал Святослав Николаевич. – Елена Ивановна собирала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала всевозможные уральские и другие камни, чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых. Таким образом, наш маленький мир был насыщен замечательными впечатлениями».

Но самым важным, самым существенным, с детских лет для Святослава было занятие искусством. Он рисовал, лепил, имея перед собой живой пример работы отца. Видя, как Николай Константинович создавал картины, как выполнял мозаики, и другие работы юный художник получал истинное воодушевление. Отец внимательно следил за тем, чтобы сын не увлекся слепым подражанием и не угасли его многообразные интересы и склонности.

В «Листах дневника» Николай Константинович Рерих напишет о младшем сыне: «Святослав прочно укрепился в искусстве. С каждым годом прозрачность и возвышенность его красочных сочетаний на картинах просто изумляет. Будет ли это портрет, или этюд, лица, или пейзаж — во всём и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий Святославу реализм».

Так, в любви и труде, проходили ранние годы жизни Святослава Николаевича.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, после пребывания в странах Скандинавии, Рерихи выезжают в Англию.

В Лондоне Святослав обучается архитектуре в Королевской академии искусств.

В 1920 году Николая Константиновича приглашают с выставочным турне по городам США. И семья переезжает в Америку. Святослав продолжает архитектурное образование сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса.

В это же время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.

В Америке Николай Константинович с Еленой Ивановной ведут активную культурно-просветительскую деятельность. Были созданы Международный художественный центр «Corona Mundi» и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Младший сын принимает самое живое участие в работе всех начинаний родителей.

В конце 1924 г., когда Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Рерихи уходят в длительную Центрально-азиатскую экспедицию, именно Святослав Николаевич становится их связующим звеном с внешним миром. Заняв пост директора Международного центра и вице-президента Музея, он продолжает ту обширную просветительскую работу, которую наладили в Америке его родители. Под его руководством проводятся международные выставки и конкурсы, налаживается связь между музеями Америки, Европы и Азии.

Несмотря на огромную ответственность, возложенную на 20-летнего юношу, Святослав продолжает свое художественное образование, изучает историю культуры народов Запада и Востока, знакомится с традициями разнообразных художественных школ. Об этом периоде своей жизни Святослав Николаевич говорил: «Моё искусство развивалось во многих странах и несло на себе следы многих стилей, народов, исканий. Я работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке, учился на архитектора, но, никогда не забывал своего основного призвания – живописи».

Именно живопись Святослава Рериха открывает для нас врата его духа, она является главным самовыражением его внутреннего мира. Духовная мысль его картин – это те высокие вибрации, которые художник заложил в линиях, формах и цветах своих полотен. Святослав Николаевич писал: «Поскольку я художник, мои картины являются лучшим выражением моей жизненной позиции, моих сокровенных переживаний и размышлений».

Поддерживая сына и зная его творческие достижения, Елена Ивановна писала: «Как дорог нам твой талант, Светик... Я мечтаю, чтобы ты стал воплощением истинной красоты – красоты суровой, мужественной, лишённой пошлой роскоши... Знаю, голос мудрости живёт в тебе. Удача в твоих руках, возможности твои огромны, и всё будет дано окрепнувшему духу, осознавшему смысл своего бытия...»

Созвучные слова находим мы в Учении Живой Этики: «Сознание и понимание мира напрягается рычагом духа. Каждый дух творит свой мир и лишь от качества сознания зависит уродство или красота созданного им мира».

Мазок творца, как музыка души,

Плывёт с полотен, наполняет, дышит.

И если кто ту музыку услышит

Дарованные крылья обретёт.

 

Мазок творца не краска на холсте лишь,

То боль души иль свет высоких сфер,

Всё, что проникло в сердце, пережито,

Всё это донести он нам хотел.

 

Творение его – сердечная молитва,

Молитва Красоты,

Любовь, что дарит свет.

Нет большей красоты, чем та,

Что в нас сокрыта!

Нет большей жертвы, чем сердечный свет!

В 1925 году талант Святослава Николаевича раскрылся подобно взрыву. Он создал большие декоративные полотна на восточные сюжеты. В крупных университетских городах США прошли первые персональные выставки, на которых экспонировалось около ста его произведений. На Международной выставке в Филадельфии художнику присудили высшую награду - Гран-при. Последующие достижения молодого живописца становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству.

В 1928 году, по окончании Центрально-Азиатской экспедиции, вся семья Рерих селится в Индии. Здесь, в Гималаях, в долине Кулу, ими был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати» - «Утренняя звезда».

Святослав Николаевич заведует в нём естественно-научным отделом. Именно здесь реализовалось его детское увлечение миром природы.

Он любил повторять: «Природа, как вы знаете, полна замечательной мудрости и чудес. Она разлита во всем - будь то изумительной красоты кристаллы минералов или сверкающие крылья бабочек, оперение птиц или великолепные цветы и растения. Я всегда немел от неописуемой красоты всего этого разнообразия беспредельной мудрости жизни…

Но с ней, природой, нужно сжиться, чтобы навсегда впитать в себя ее ритмы, войти в круговорот ее чудесных превращений, познать глубину ее таинств. Нужно почувствовать ее гармонию, найти в ней свое место, свое, завоеванное в трудах право – отражать в человеческом «я» великий смысл необъятного Бытия».

Эти слова звучат унисоном Агни Йоге: «Можно в цветах земных, в оперении птиц и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты. Изучить все выделения природы и осознать их красоту — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к Свету».

Орнитология, ботаника, минералогия, фармакопея, химия - дар духовного синтеза, которым он обладал, позволял проводить уникальные изыскания в различных областях естествознания. Такая многообразная деятельность младшего Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.

Вдохновляющие образы природы нашли свое отражение в удивительной красоты полотнах художника. Френсис Грант в статье, посвященной творчеству Святослава Николаевича, писала: «Его палитра кажется наполненной воздухом и светом и парит перед нами, как в театрализованной мистерии. Здесь нет преобладающего звучания цвета, мы же любуемся всем спектром звучания радуги. Лучи солнца прорезают это цветовое вещество, прокладывая в нем свои пути, разделяясь на гамму цветов, давая массу ликов, рефлексов, отражений».

О том же говорит Учение Живой Этики:« В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу. В Красоте озарятся учения Искателей духа. В Красоте явится Беспредельность…»

 

Круговорот чудесных превращений

В твоём дыхании, прекрасная Земля.

И листьев жёлтых тихое падение

Несёт весны восстание после сна.

 

Познать бы глубину прекрасных таинств,

Почувствовать неслышный уху зов

И раствориться в этом дивном танце,

Идя к истокам первозданных снов.

 

В той красоте нам открывает Вечность

Великий смысл земного Бытия,

И сердце зрит в природе Бесконечность,

И Красотою дух возносит наш.

Большую часть жизни Святослав Рерих прожил в Индии, и она стала для него второй Родиной.

Именно здесь его живописный талант получил наибольшее развитие. Красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии воспел он в своих замечательных произведениях.

Он писал: «Я долго жил в Индии, много путешествовал и знаю эту красочную страну, - которая блистает, как замечательный многогранник, как драгоценный камень.

Именно в этой стране лежат какие-то основы, какие-то глубокие корни жизни, уводящие нас сквозь тысячелетия в далекое прошлое».

На полотнах Святослава Николаевича Индия предстаёт в своей подлинной плоти и духе. В сверкающих, переливающихся, горящих тропическим жаром полотнах мы созерцаем зной насыщенных красок южной природы: то певучее движение, та вечная динамика, те неостанавливающиеся ритмы жизни, которые вызывают в памяти индийскую музыку и священные древние танцы.

Сцены из жизни простых людей Индии, увиденные под поэтическим углом зрения художника, воплощают многие его мысли:

Во всех этих произведениях художник тонко и чутко, сродни изысканной философии Индии, рассказывает о вечности жизни и месте человека в мироздании.

Также, Святослав Рерих принимает активное участие в общественной и культурной жизни Индии. Он проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу о защите культурных и исторических ценностей. Вклад Святослав Рерих в развитие этой страны был высоко оценён индийским Правительством и мировой общественностью.

Именно в Индии в 1944 году Святослав Рерих встретил друга и музу всей своей жизни - Девику Рани. Она, внучатая племянницаТагора, была одной из самых почитаемых индийских киноактрис того времени. Но, став спутницей Святослава Николаевича, оставила кинематограф и стала его верной соратницей.

«Она прекрасный человек европейского образования,- писала о Девике Елена Ивановна, - Кроме того, высокая врожденная культурность ее семьи ярко выражена во всей жизниДевики. Мы очень полюбили ее. Николай Константинович всегда ценил ее чуткость и удивительно ровный характер».

С трепетной любовьюДевика Рани писала о своем муже: Самое прекрасное в Святославе - его абсолютная простота. Его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. Он кажется настроенным на Беспредельность, и, тем не менее, он умеет приложить руки к любой, самой незначительной работе, если ее надо выполнить. И я не перестаю удивляться его бесконечному терпению, которое наблюдаю в течение всей нашей совместной жизни».

Главным в творчестве для Святослава Николаевича был поиск гармонии личности. В отличие от картин Николая Рериха, где человек уходил в глубину композиции, Святослав Рерих выдвигает человека на первый план. Проникновение в глубины человеческого духа нашло отражение в написании художником портретов.

«Почему я так люблю портрет? – пишет Святослав Николаевич, - Потому что я – люблю человека. Я искренне верю в реальность человеческих устремлений, в непреходящее человеческое достоинство, в значимость человеческой жизни. Я всегда пытаюсь найти гармонию между внешней и внутренней его красотой».

Именно поэтому запечатленные на портретах художника облики людей выглядят такими живыми и притягательными. На них удивительно точно передан духовно-психологический образ личности.

Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются проникновенные облики его родителей.

Было написано около 30 портретов отца, на которых передан  весь его огромный духовный потенциал. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный в 1933 году, считается одной из самых ярких и значимых картин в творчестве художника.

На портретах Елены Ивановны, написанных Святославом, Мы видим необычайную женщину, познавшую Огненную Йогу, ставшую Космическим Сотрудником Сил Света. И глядя на ее прекрасное, одухотворенное лицо вспоминаем слова: «В ней в великой гармонии слилось небесное и земное».

Характеризуя свое творчество, художник отмечал: «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. Иногда прочесть характер довольно просто, но лучше все же его узнать, изучить. Поэтому я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю».

Огромные, во весь рост, портреты премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, украшают две панели стен исторического Центрального зала парламента Индии в Нью-Дели.

Огромное место в творчестве Святослава Рериха занимают портреты простых людей. На этих портретах он передал то, что подмечал во всех людях, постоянно живущих среди прекрасной природы, — особую утонченность лиц и духовную красоту.

В 1948 году Святослав и Девика Рерих переезжают  на юг Индии, в имение Татагуни под Бангалором. Здесь, на площади в 200 гектар, Святослав Николаевич осуществил свою давнюю мечту: создал обширную плантацию эфироносных трав и деревьев, которая давала до трёх тонн эфирного масла в год. Продажа этих масел давала средства к существованию, так как картины художник хранил в своем собрании и продавал только музеям.

Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Агни Йоги. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Руководствуясь Учением Живой Этики, Святослав Николаевич говорил: «Мы все, вся наша семья, верим в силу мысли. Наша мысль – есть живая энергия. Огонь мысли горит в каждом из нас. Не гасить его, а напротив, поддерживать надо, ведь силой мысли  мы можем переродить как себя, так и помочь другим».

Подтверждение этих слов мы находим в Агни Йоге: «Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль».

Платон говорил: «Только Красота рождает высокие мысли, высокие мысли - совершенствуют человека и вызывают прекрасные действия, которые преобразуют человеческую жизнь».

«Поэтому важно культивировать благотворную, добрую мысль. Красивое мышление, так же как и прекрасное произведение искусства, излучает красоту на всех, кто с ней соприкасается», - писал Святослав Николаевич.

«Красота рождается молнией мысли. Когда говорю о красоте, прежде всего, имею в виду красоту мысли». «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине», - утверждает Агни Йога.

И Святослав Николаевич всем своим обликом, всем своим трудом и творчеством несёт нам красоту мысли, слова и действия, пробуждая и наше стремление к ней - к Красоте жизни.

 

Бог создал Землю. Первым было слово.

И зародилась жизнь в его лучах,

Но мысль всегда первейшая основа –

Она предтеча дел была всегда.

 

Мы мыслим, мы живём, мы существуем.

Определяем мыслью бытиё.

И если мысль подумали плохую

Не жалуйтесь, что жизнь вас больно бьёт.

 

Стремитесь к Красоте, и, Красоту обретши,

Возрадуемся духом и пошлём

Всем обездоленным лучом надежды

Тепло души прекрасное своё.

 

Бог создал землю, мысль во плоть облекши.

Прекрасна мысль о мира красоте!

Мы мыслью достигаем совершенства.

Творим как Боги… радость в каждом дне.

 

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимает деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша, куда принимались дети с трехлетнего возраста.

Святослав Николаевич писал: «Наша главная задача — формировать человека Будущего и дать ему как можно больше истинных благ – в первую очередь духовных, которые могут сделать жизнь прекрасной.

Мы должны научить его ничего не бояться в этом мире. Ведь жизнь — наш великий Учитель. Если подходить к любой жизненной ситуации или проблеме как к задаче, решение которой требует использования полной меры наших сил и способностей, то, в конце концов, само желание решения этой задачи окружит нас мощной аурой-броней и поможет нам ее преодолеть.

Поэтому наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Будда всегда называл своих учеников воинами — нужно уметь сражаться! Добро должно быть активным! Лишь преодолевая трудности, мы растём! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение, умеющее жить в мире с самим собой — а это значит быть в мире со Вселенной - и это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево».

Но, если нам уже больше 3 лет и мы не были учениками школы-будущего, и время, в котором мы сегодня живем в Агни Йоге названо Армагеддоном что делать нам, искателям истинных сокровищ?

Ведь очередной кризис безжалостно сотрясает планету, война у порога. «Мир содрогается от напряжения. События нагнетаются. Ярость тьмы возрастает в прогрессии, и тьма не стесняется в средствах, проникая под всеми личинами Света и стараясь уничтожить там, где возможно, созданное Светом».

Святослав Николаевич с тревогой говорил об опасности современной цивилизации - «омертвении духа», когда материальное благополучие, всеобщее равнодушие и отсутствие жизненных целей погружают нас в обыденность и серость, затмевая истинные понятия радости и счастья.

Откликаясь на судьбы планеты и человечества, художник пишет ряд грозных картин предупреждений: Воззри человечество, на краю пропасти, созданной собственными деяниями, злобой и невежеством стоят люди и взирают на видение Ангела Последнего, в пламени явившегося над градом человеческим. У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но человечество продолжает само себя распинать!

 

А человечество давно распято!

Висит оно у мира на кресте,

Крест равнодушия, трусливого молчания,

Крест беспокойства только о себе.

 

Распяты мы средь боли и насилия,

Среди невежества сердечного и зла.

Распят наш дух, распяты наши крылья,

Те, что когда-то возносили нас.

 

А человечество уже распято!

Стенает, о содеянном скорбит,

И, может быть, из боли и страданий

Восстанет дух его и в небо воспарит.

 

Под гнётом бед мы обретаем силы

И видим высь, где светит нам звезда.

И если тело на земле бессильно,

То дух не ведает препятствий никогда!

Это самораспятие будет продолжаться до тех пор, пока человек сам не изживет уродливое проявление своего «Я» и не возвысится до новой светоносной жизни.

Настанет время, говорит Агни Йога, когда поверх всех пожарищ и раздора, поверх всех разрушений и насилия - будет гореть вечное понятие ДУХА, очищающего своей Божественной чистотой весь мир.

Святослав Рерих убежден в Светлом Будущем человечества. «Я верю, — говорит он, — что торжество мира всё-таки придёт на Землю и наступит новый век, в преддверии которого мы находимся. Мы выйдем из тёмного цикла, который в Древней Индии называли Кали Юга — ''тёмное время''. И мы перейдём в счастливый период — Сатиа Югу».

«Мне часто задают вопросы: «С чего начать?» или «Что делать?». Я считаю, начать нужно с твердого решения измениться и следовать новому курсу в жизни. Задача самовоспитания не ограничивается лишь воспитанием в себе добра или полным сосредоточением на своем развитии. Мы должны развивать и улучшать все наши качества и способности везде, во всех областях нашей деятельности: на работе, учебе, в семье — с тем, чтобы создать высший тип человека. Стремление к самосовершенствованию, как горящее пламя, должно стать для нас постоянным внутренним побуждением, затрагивающим все наши мысли, действия, и усилия. Каждый день мы должны пытаться стать лучше. И это стремление обязано стать нашей высшей радостью и неотъемлемой частью всей жизни. В нем наша победа!!!

А помочь нам на этом пути может лишь наше устремление: Мы всегда должны двигаться только вперед, какой бы сложной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Никто не преодолеет препятствие без борьбы. Борьба приближает победу! Таким образом, день за днем, шаг за шагом мы строим свои волю и характер. Давайте же лелеять самые смелые планы, следовать самым высоким идеалам, и тогда жизнь поможет нам и откроет перед нами новые возможности.

На этом пути важно «в безмолвии раннего утра или в ночной тиши, прислушаться к шепоту сердца. Оно укажет направление, и наши мысли придадут форму его призывам».

Святослав Николаевич утверждал: «Мы должны полюбить Подвиг. Подвиг может сделать жизнь прекрасной. Возможность подвига дается нам для того, чтобы мы могли сами строить свою судьбу, чтобы мы могли подняться выше уровня среднего человека.

Нет такой преграды, которую не смогла бы преодолеть собранная воля. Кажется, что человек, обладающий такой волей, становится эпицентром великих сил и становится способен влиять на судьбы человечества. Нет такого предела, который человек не мог бы превзойти, и именно в этом кроется его истинная свобода, свобода стать воистину великим. Пути к достижениям открыты, и никто не может отнять у человека возможность достичь величия, кроме него самого».

Ведь поиски Истины не зависят от паспортного возраста. У духа свой возраст. «Духовность приходит в момент готовности духа», и у каждого из нас свой особый срок. Поймите — нет ценнее клада, чем ваше собственное внутреннее «я». В этом истина и суть всех учений. Мы ищем во внешнем мире, в то время как настоящие сокровища скрыты во внутреннем человеке. Обогащая наше внутреннее «я», мы обогащаем всех, кого касаемся. Правильно сказано: «Тот, кто победил самого себя, достиг большего, чем победитель тысячных армий».

Нет преград для освобожденного духа; над всеми ограничениями и треволнениями, над враждой и невзгодами воспаряет освободившийся дух на крыльях истинной свободы и самореализации.

 

Всегда невозможное сделать можно.

Всегда для дерзания есть простор.

Кто сказал, что мы не сможем?

Беспределен у мужества взор.

 

Всегда есть место преодолению,

Победа – наш стяг и наш мантрам.

Я разрушаю стены и клетки

Единым взрывом сознания вдаль!

 

Где вы, границы, у сердца людского?

Мне вас не видно в сиянии дня,

Дня, что восходит зарницею новой,

Он дерзновенную ждет меня!

 

Смыты преграды, коль сердце дышит

Зовом Владыки, словом Его.

Все несказуемое, услышим.

Светлое завтра, предрешено!

 

Святослав Рерих говорил: «Наш поиск высшей жизни может увенчаться успехом, только если вся наша жизнь превратится в этот поиск, все наши действия и мысли. Другими словами, мы должны настроиться на частоту вибраций Высшей жизни и проникнуться ее сознанием. Вера должна проснуться в нас, и тогда контакты с Высшей жизнью станут реальностью, и мы постепенно начнем участвовать в этой жизни, а потом и жить ею. Наш кругозор расширится, наши недостатки постепенно исчезнут, и наше мышление и действия, все аспекты нашей жизни перенесутся в другую сферу бытия».

Именно через духовность мы осознаем понятие Беспредельности.

«Какое благоговение вызывает это великое понятие — Беспредельность, - пишет Святослав Николаевич. - Она привлекает нас, но при этом всегда остается недоступной. Она приводит нас в замешательство и при этом содержит объяснение всему. Она окружает нас со всех сторон — и при этом она находится за пределами нашего сознания.

Именно Беспредельность — эта всеобъемлющая и всё объясняющая концепция — дает нам надежду. Надежду — главную движущую силу человечества в том, что смерти – нет, а есть - вечная жизнь.

Если бы люди поняли, что награда за расширение своего сознания так велика и что это более важно, чем что-либо другое в этой жизни, - тогда бы, в духовном поиске, они не боялись выйти за пределы своего ограниченного существования. Ведь только наше сознание способно позволить нам уноситься в бесконечные просторы Вселенной, где сама Беспредельность открывается нам и говорит с нами через посредство мириадов звезд и миров.

Реальную красоту и близость неведомых нам иных миров Святослав Рерих считал необходимым донести человечеству. «Я работаю над серией картин, включающей в себя полотна, которые считаю самыми важными из всего того, что до сих пор сделал! Эти произведения не только с непривычными для слуха названиями: «Ангел вновь вострубит», «Тонкий мир», «Отблески мира иного», но и с удивительными образами непостижимого мира».

На этих полотнах зазвучали божественные струны неведомых нам миров: яркие, светящиеся краски; странные, как будто земные и неземные формы. Причудливые облака, деревня и в то же время не деревня, река, идущая сквозь горы и в то же время освещающая их изнутри. Удивительная гармония, льющаяся с картин, повествуют об их реальности и доступности.

Как маяк, распространяющий свет вечных непреходящих ценностей, художник стирает границы между мирами и создает единый прекрасный образ гармонии и Красоты. Когда мы вглядываемся в эти картины, то под воздействием света, который они излучают – наши сердца и окружающий нас мир загорается живительными красками. Свет рассеивает тьму, заполняя собой человеческие души. 

Сияет мир игрой цветов и света

И наполняет сердце торжеством.

Прекрасная зелёная планета -

Наш светлый дом средь тысячи миров.

 

Летит она сквозь звёзды и пространство,

Вращается, кружится, жизнь даёт.

Летит в Галактике, людей соединяя,

С бесчисленным количеством миров.

 

Мы не одни и с Космосом едины.

Едины с тем, что только познаём.

Сквозь нас течёт лучами жизнь Вселенной

И через нас на Землю свет даёт.

 

Единство жизни! Жизни бесконечность!

Прекрасна в совершенстве суть её.

И радость постигать на струнах сердца

Любовь, как совершенство бытия.

 

Учение Живой Этики, данное Великими Духовными Учителями, было величайшим вдохновением Святослава Николаевича. «Оно дало мне, говорит великий художник, единое мощное направление, которое осталось на всю жизнь. Она дало мне осознание истинной Красоты, что заложена в каждом из нас».

Весь жизненный путь Святослава Николаевича на Земле, был озарен Великими Учителями человечества. Своих родителей, Николая Константиновича и Елену Ивановну, Святослав Рерих назвал теми «неизменными проводниками», благодаря которым он «познал великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения». Когда он говорил о Великих Махатмах, то становился строг лицом и глаза его обретали какую-то таинственную глубину и неземное сияние.

«Главная задача нашей жизни состоит в том, указывал Святослав Рерих, чтобы облегчить доступ тем Силам, которые так стараются к нам пробиться, чтобы помочь нам осуществить себя здесь, на этой Земле. Будем стараться всеми силами это сделать, и это будет самое лучшее для нас и для всего человечества. Мы должны каждый день стараться стать немного терпимее, немного добрее и тогда, постепенно, раскроется наше сердце, и мы сможем осуществить в себе завет Христа: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Будем стремиться к этому! Будем строить этот живой мост между нами и Теми Великими Духами, которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь».

Велика Красота духового пути, пути Служения! Она входит в наше сознание не громкими проповедями, а повседневным трудом на Общее Благо, стремлениям к Высшему и неутомимым горением сердца, свет которого согреет окружающих. Огромна сила красоты такого жизненного пути!

«Мы должны искать красоту во всём, - говорит Святослав Николаевич - Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир; это желание создать что-то более прекрасное: прекрасную жизнь, прекрасные отношения, мысли, действия. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте… Вся жизнь стремится к Красоте, то есть к Эволюции».

Эти слова звучат унисоном Учению Живой Этики: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота!…И в бою, и в победе Я сказал – Красота. В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдет до Меня. А они уже идут!».

Сказал Учитель: «Красота!

В ней путь. В ней принцип совершенства».

И то, что угнетает нас

Преобразится жизнью сердца.

 

Стремитесь к Высшей Красоте,

Нить дней своих соединяя,

Но лишь в душевной простоте,

Мы мудрость вечную познаем.

 

Сказал Учитель: «Красота»,

То красота и дел, и мыслей.

Служения путь, путь бескорыстья

Ведёт к бессмертью духа нас.

 

В бою, в победе – красота!

В ней свет, в ней радость совершенства.

Мы красотой наполним сердце,

Чтоб жизнь прекрасную создать.

Составители: Мягкова Н., Корнейчук Е., Олейник В.
Стихи в программе: Корнейчук Е 

Список литературы:

  1. Агни Йога
  2. Рерих С.Н. Как я стал художником
  3. Рерих С.Н. Искусство и народ
  4. Рерих С.Н. Стремление к Прекрасному
  5. Рерих Е.И. Письма
  6. Рерих Н.К. Святослав
  7. Рерих Н.К. Об искусстве
  8. Спирина Н.Д. Апостол Красоты
  9. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты

назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 28.01.2020