Рериховские чтения 15.03.14

Молитва Духа – Красота (часть 3).
Жизнь как Подвиг

Сегодня мы продолжаем цикл рериховских чтений, посвященных жизни, деятельности и творчеству Николая Константиновича Рериха.

«Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, - писал Николай Константинович, - но летопись Культуры должна протекать неприкосновенно. Истинные ценности человечества должны быть не только охранены, они должны быть рассказаны со всею справедливостью и обоснованностью… Об искусстве ли думать?! Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Для того же, чтобы хранить, нужно знать это сокровище, а для знания нужно изучать».

Он предвидел грозное время. Он нес Свет Знания. Он защищал Культуру. Он – Николай Константинович Рерих – певец Шамбалы.

Песнь духа

Не в силах заглушить ничто.
Звенящей нотой высится сознание.
Не сокрушит тех огненных высот
Ни буря натиска, ни тишины терзание. 

Дух пламенеет, Майи вопреки.
Над морем жизненным он освещает дали.
Дух не устанет преодолевать
В стремлении огня все побеждая!

«Знание и искусство не безделье. – писал Николай Константинович - Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок… Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? А чем же дух зажжётся светлее?" Ведь не голод ощущаем. Не от холода сотрясаемся. Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия, от нереализованных ожиданий. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра, и холода, и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом. "Оружие не рассекает его. Огонь не палит его. Вода его не мочит. Ветер его не сушит. Ибо нельзя ни рассечь, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он".(Н.К.Рерих, Адамант). Елена Ивановна указывала, что «…Жизнь бессмысленна без подвига. И как выразительно русское слово «подвиг». В этом слове передан весь смысл, все качество устремленного действия вперед, к подвигу, в будущее, в эволюцию!»

Шел 1928 год, экспедиционный караван возвращался в Индию, пройдя тысячи километров путями Серединной Азии. Караван полный историческими находками, путевыми заметками, эскизами будущих картин. Впереди предстоит осмысление и систематизация собранного материала, полученных впечатлений, сделанных в пути заметок. Нужно поделится этими ценнейшими находками со всем миром.

В западных отрогах Гималаев, среди величественных снежных гор лежит совершенно необычное место - Долина Кулу и, не случайно, поместье в окрестностях Нагара, расположенное на высоте 2000 метров, было избрано постоянным местожительством семьи Рерих в Индии. Николай Константинович писал: «Это уникальное место для многих научных исследований. Здесь вы чувствуете праздник знаний и красоты».

«…самые значительные имена и события собраны в этой благотворной долине. Она называется Серебряной Долиной. Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые деревья покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает свое название.

В этом древнем месте имеется триста шестьдесят богов. Среди них также есть Готама Риши, посвятивший себя буддизму... Здесь Акбар Великий, чья статуя находится в храме Маланы. Здесь Великий Арджуна чудесным образом проложил проход… к горячим источникам и все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывавшие великие битвы.

Землетрясения в Кангре разрушили многие храмы, но память народа хранит имена героев и учителей. Камни говорят о прошлом. Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев... и главный белый исполин называется Гуру-Гури Дхар – «путь Духовного Учителя». Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам. (Н.К.Рерих, Химават. Боги Кулуты.)

Жрец долины Кулу, сообщил Рериху, что местные боги очень довольны пребыванием семьи в долине. В знак почтения к богам Кулуты Николай Константинович собирал их изображения и помещал у своего дома. Одна из статуи изображала всадника Гуга-Чохана, старого раджу, тоже почитавшегося хранителем долины. «Не в предании, но в яви жили Риши. – пишет Н.К. Рерих,- … Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество... кристалл накоплений их наслоился на скалах Гималайских» (Картина книга жизни).

На склоне горы, выше дома, расположились здания Института Гималайских исследований  «Урусвати», который был одним из первых институтов, где Гималаи изучали в самих Гималаях. Помимо археологического отдела, при Институте были открыты отделения естественных наук и тибетской медицины, истории культуры народов Азии, филологии. В нем были задуманы научная библиотека и музей для экспедиционных находок. Создавалась лаборатория по изучению средств для борьбы с раком, болезни тогда сравнительно мало распространенной. Годы спустя она поразит мир. В «Урусвати» предвидели это и спешили на помощь. Таких институтов, как «Урусвати», в мире еще не было. Он как бы опережал свое время. В его деятельности сочетались древние знания с самыми современными научными открытиями.

В книгах Живой Этики говорится: «…. вопрос об осознании Высшего Мира станет насущным и сама наука подойдет к нему, как к двигателю эволюции. Можно не только мечтать о таком сближении, но можно и приблизиться к Миру Высшему мерами земными». (Аум, 124). Так, в лабораториях намечался комплекс исследований психической энергии человека, энергии мысли.

Николай Константинович писал: «Когда мы основали институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год происходят экспедиции и экскурсии... Ведь не для того собираются люди, чтобы непременно, сидя в одной комнате, питать себя присылаемыми сведениями. В этом была бы лишь половина работы. Нужно то, что индусы так сердечно называют «ашрам». Это - средоточие. Но умственное питание «ашрама» добывается в разных местах Приходят совсем неожиданные путники, каждый со своими накоплениями. Но и сотрудники “ашрама” тоже не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы….

Институт назывался «Урусвати», что значит «Свет Утренней звезды».  Звезда утра 

Звезда утра – маяк в ненастье,
Когда кругом клубится мгла,
Ты светишь миру не напрасно,
Вливая струи серебра. 

Звезда утра, как первый вестник
Грядущих миру перемен,
Пронзает тьму лучом надежды
И светом будущих побед. 

Ты первая проявишь людям
Высоких знаний чистый свет
И навсегда в сердцах пребудет
Прекрасной Истины завет. 

Через несколько месяцев после переселения в Кулу Николаи Константинович и Юрий Николаевич уехали в Европу и Америку. Так для развития деятельности нового института полезно было наладить более тесные связи с некоторыми научными учреждениями западных стран.

Художественный и научный мир Америки встретил Николая Константиновича с большим интересом. Его выступления в институтах и на научных конференциях собирали большие аудитории. Николай Константинович знакомил с результатами своих научных исследований, демонстрировал археологические находки и предметы современного прикладного искусства народов Азии.  В этот приезд Рерих много говорил и о жизненной ценности искусства. Давайте послушаем запись выступления Н.К.Рериха в Америке.

В 1929 году Николай Константинович вторично поднимает вопрос об охране памятников культуры в военное время, высказанную им еще в 1904 году. В непрочности заключенных мирных договоров уже мало кто сомневался, а темпы вооружения и разрушительная мощь средств ведения войны с каждым днем нарастали.

«Непрочно стало на Земле. И всегда-то Земля была не очень тверда.  –писал Николай Константинович  - Но сейчас особенно сгустились всякие сведения о разрушениях. …был просмотр фильма, снятого в Испании. Показано… разрушение, произведенное воздушными бомбардировками в Барселоне. Эти снимки производят гнетущее впечатление… Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются "переменою политики", и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб» и «Когда кто-то шепчет, что несвоевременно думать о защите Культурных Ценностей, тогда тот или слеп или злонамерен».

«Но как бы ни пытались невежды затруднять пути Культуры, все же лучшие элементы человечества останутся на страже всего Священного, Прекрасного и Познавательного. Силою духа своего воспротивимся всем кощунственным и невежественным разрушителям. Знамя-охранитель культурных ценностей будет путевым знаком в охранении священных человечеству памятников». Вместе с пактом Николай Константинович предложил и отличи-тельный флаг, назвав его «Знаменем Мира». Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Этот знак, по мысли художника, символизировал вечность, выражающуюся в преемственности прошлого, настоящего и будущего.

В Живой Этике сказано: "В эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даёт новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно." (Иерархия, 377) "Знамя Мира, Знамя Культуры, Знамя Духа, Знамя Нового Мира, Знамя Эры Матери Мира, Знамя Великого Равновесия, Знамя Владык, Знамя Твердыни.» О резонансе, вызванном предложением Рериха, говорит выдвижение художника на получение Нобелевской премии мира в 1929 году.

Почему именно в такой напряженный момент истории Николай Константинович вновь призывает к ценностям Культуры? Да потому, что это мощный двигатель изменения сознания человечества! Рерих призывает преобразить многие основы жизни: "До чего нужно сейчас истинное, обновленное сознание и сказать нельзя! – писал он, - Все слова человеческие будут недостаточны, чтобы выразить такую спешную необходимость. Только расширенным сознанием можно воспринимать и человеческую боль, и человеческую радость".

Весной 1930 года, убедившись в том, что идея пакта обрела в западных странах достаточно сторонников, закончив все деловые переговоры в США, Николай Константинович и Юрий Николаевич собрались в обратный путь в Кулу. Перед отъездом они зашли к британскому консулу в Нью-Йорке, чтобы возобновить свои визы. Но консул направил их в Лондон. В Лондоне им сказали, что виз на выезд в Индию они вообще больше не получат. Было похоже, что наступил час расплаты за посещение Москвы и Рерих скоро привлек к делу о своей визе внимание дипломатов, ученых, писателей и общественных деятелей многих стран. Но все эти хлопоты затянулись на долгие месяцы. В министерстве иностранных дел его дело о въезде в Индию так разрослось, что папки с бумагами перевозили по коридорам министерства в специальной тачке. Когда художник потребовал обоснованного ответа, ему опять повторили:

 - Несмотря на все ходатайства, виза на въезд в Индию вам выдана не будет!

 - И это окончательно? - спросил Рерих.

 - Окончательно! - последовал ответ.

 - По счастью, в нашем мире ничего окончательного не бывает, - отпарировал Николай Константинович.

Убедившись в бесполезности всех усилий добиться визы, Николай Константинович изменил тактику. Он с Юрием переехал в Пондишер и через месяц им были выданы въездные визы, но уже от имени вице-короля Индии.

По возвращении в Кулу Николай Константинович и Юрий Николаевич со всей энергией приступили к работе в институте «Урусвати». Все члены семьи участвовали в деятельности Института. Елены Рерих писала: «Спаянные преданностью и любовью сердца могут творить чудеса, ибо аура их становится магнитом колоссальной силы. ...Владыка легко и радостно творит с сердцами, так спаянными. Лишь спаянные сердца могут воспринимать всё посылаемое, и только этим нерушимым током может возноситься величайшее построение без трещин и подкопов в основании. ...Так, огненно спаянные сердца познают много побед!».

Усиленно развивается научная работа института, но наряду с этим продолжается Н.К   напряженная общественная и культурная деятельность. В 1930-33 годах Н.К.Рерихом были написаны очерки «Семь Святых», «Душа народов», «Любовь непобедимая» и многие другие.  В это же время Еленой Ивановной записаны книги Учения Живой Этики: «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце». Стихи, художественная проза, живопись на темы Живой Этики помогают лучше понять тот сокровенный смысл, который содержится в книгах Учения.

«Правильно названы полотна Николая Константиновича идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определённые идеи, чётко запечатлённые в красках, в изумительно гармоничном их сочетании… Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит».

Давайте остановимся на некоторых картинах написанных в эти годы.

У Николая Константиновича Рериха есть полотно, посвящённое Величайшему из Светочей Мира, - картина «Небесный Свет» («Lumen Coeli»). На ней изображена фигура Святого Старца на вершине крутого горного склона. Окружённая ярким серебристым сиянием, она подобна небесному факелу, горящему во мраке жизни. Великий Учитель держит в руках чашу, процветшую огнём. Он готов спуститься в густую тьму низин, чтобы принести людям Свет своего пламенного Сердца.

Учитель Учителей знает Законы и Тайны Мироздания, Он понимает, как нужно жить, Он учит людей жить правильно и праведно и как спасти Землю. Он научит всех Учителей, чтобы они, в свою очередь, проводили идеи Великого Блага для спасения Земли. Пламя, - это пламя Духа, пламя Подвига, пламя Знания, пламя Восхождения».

«Когда я осознаю количество данного нам, - писала Елена Ивановна, - мне становится страшно, ибо как вместить, как продумать всё сказанное! И Рука Дающая неустанно и щедро продолжает выдавать из Сокровищницы Своих вековых накоплений».

Триптих «Fiat Rex» (1931) при жизни Н.К.Рериха находился в доме Рерихов в Наггаре и никогда не экспонировался на выставках т.к. была очень сокровенна для семьи Рерих.  В центре картины - сияющий Образ Владыки - Великого Учителя. Е.И.Рерих писала: «Ведет нас Сияющий Облик Владыки.. Fiat Rex там, где дух дерзает, почитая Иерархию!» (Иерархия, 203). «…Лишь в Иерархии, в ведущем Начале, заключается не только вся эволюция, но и само существование наше, – писала Елена Ивановна. – Ибо, воистину, Высшие Существа питают, насыщают нас своими эманациями». 

Слева и справа от Владыки изображены мужской и женский лики. Меч в руках мужчины – героя мирный, он опущен и на нем символ мира - три круга. В руках женщины – чаша с огнем. Они принесли на Землю мир через Культуру и Огонь Знаний. Их фигуры изображены в виде свечей, в ореолах Света, который передают нам, земному человечеству, от Владыки Шамбалы. «Как же утвердить Новый Мир? Как сказано — Огнём и Мечом! (...) Огненный меч духа поразит тление планеты». Итак, меч подвига и чаша подвига — эти два символа нераздельно связаны друг с другом. Не овладев мечом духа, невозможно принять и вознести, не расплескав, полную чашу подвига совершенствования. Крутые ступени горы символизируют ступени Знания. Они смогли превратить эти крутые ступени в лестницу Восхождения, на которой уже высоко стоят сами и показывают нам путь.

А вот еще одна картина этого же периода. По крутым ступеням, расположенным высоко в горах, спускается Владыка Будда. Высоко в небе светит месяц, освещая скалы, напоминающие горный хрусталь. В правой руке у Благословенного Чаша Знаний, в левой - посох, символ мудрости. Белое одеяние и ореол над головой Благословенного свидетельствуют о могуществе Его духа, чистоте и огненности Его мыслей. Пришедший ученик получает благословение нести Знания и подвиг на Земле, в жизни каждого дня.

В Живой Этике есть такие строки: «Символ Чаши с давних времён является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. (...) Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. (...) Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности.»

И еще один триприх. Святослав Николаевич Рерих писал: «Св. Франциск» – это парная картина к «Св. Сергию». …. Три картины писал вместе Николай Константинович: 1) «Мадонна Орифламма», 2) «Св. Сергий», 3) «Св. Франциск». Это была прекрасная сюита».

Николай Константинович говорил: «Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры.  Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его». (Н.К. Рерих, Слово на освящение часовни св. преподобного Сергия).

Св. Сергий (к картине)

 

К высотам духа устремление,

Сквозь воплощения и года,

И крепкий посох вдохновения

Все держит сильная рука.

 

Хоть землю меряет шагами,

Из сердца – огненный поток

Все тление обращает в пламя,

Служения пламенный цветок. 

 

Сквозь воплощения и расы,

Из века в век, из года в год,

Несет Святой огонь сознания,

Великой Истины глоток.

«В чем же заключается магнит Святого Франциска? В необычной мощи сознания Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая единственно может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлеченность, но насущное питание Его духа. Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему - в неустанном действии и в неосуждении.

В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость. Любить - значит прощать. Прощать - значит понять. Понять - значит знать. Знать - значит приблизиться к порогу Мудрости. Итак, следуя заветам Святого Франциска, заветам, скованным любовью, - творите, творите и творите! В этом вечном творении вы приблизитесь к мудрой радости. Творить, помогать и давать - эти заветы наполнят все существо ваше. И, несмотря на все трудности, создаваемые тьмою, невежеством, вы все же преобразите жизнь вашу в вечную радость. Эта же радость творчества принесет вам и насущный хлеб на день завтрашний.

Мадонна – величественный облик Высокого женского начала, как символ Божественного проявления в видимом и невидимом мире. В руках Мадонны Знамя Мира со знаком триединства. Именно Владычица Знамени Мира, Мадонна Орифламма поднимет Знамя и наполнит сердце людское сознанием о священном Хранении Духа. Не может быть человек бездуховным, ибо человек есть дух. И именно сердце – средоточие проявления для духа. Действительно, есть Сроки Космические, и Высшие знают, что нельзя отложить. Впереди Новая Эпоха, новые энергии и  Планета Земля в тесной связи со всем Мирозданием. Человечество должно принять этот Знак в своё сознание. За спиной Мадонны – растительный орнамент, символ жизни. И видны просторы небесного голубого пространства, глубины Беспредельной с золотистым цветом духовности Божественного Солнца. Города, строения за Мадонной готовы к проявлению. Они свидетельствуют о красоте и гармонии. Только возьмите, только примите.

ВЛАДЫЧИЦА ЧЕРВОННО-ПЛАМЕННАЯ!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем.

Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохранения Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придет к нам помочь Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь

и наполнишь сердце людское сознаньем

о Священном Хранении Духа.

Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило.

Знаешь Ты все поношения самого лучшего,

самого нужного людям.

Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения,

и потому Ты понимаешь, и сохранишь и укажешь народам

Знак Охранения мирных прекрасных Сокровищ!

Знак Путеводный для каждой творческой Мысли!

Знак Утвержденья и Света.

Помоги Владычица Знамени Мира!

В 1931состоялась первая международная конференция Международного Пакта Мира в Брюгге на которой был разработан план пропаганды пакта в школах, высших учебных заведениях. Были установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружений.  В августе 1932 года в Брюгге же состоялась вторая конференция, которая вынесла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за пактом силу международного документа.

Третья конференция пакта была созвана в ноябре 1933 года в Нью-Йорке. В ней участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии пакта правительствами всех стран.

В 1934 г. Н. К. Рерих, после кратковременного посещения США, организует большую научную экспедицию в Северный Китай и Внутреннюю Монголию, названную «Монгольская».  Николай Константинович и Юрий Николаевич вели поиски засухоустойчивых растений, проводили археологические раскопки, исследовали русла высохших рек. «Пора серьезно и энергично взяться за это дело, - писал Рерих. - Вследствие невежественного и хищнического обращения человека с лесом и вообще с растительностью, пустыни разрослись до зловещих размеров. Страшно наблюдать, как обеззеленение все больше и больше стирает защитную и полезную поверхность земли».

Рерих работал неутомимо и напряженно. Вел экспедиционные исследования, писал очерки, рисовал. «Послеобеденный час; жара – 160 градусов Фаренгейта, – рассказывает Н. Грамматчиков, - Весь лагерь … Точно умер, засох от этого раскаленного пекла. … Николай Константинович, сидя на складном кресле или под деревом, или в юрте, работает…

Воет страшный ветер, подымает тучи желтого песка, сдвигает, перевертывает юрты, изредка начинает падать перемешанный с песком снег. Холод проникает в каждую щель. Закутавшись, сидят члены экспедиции, стараясь согреться у печки. Николай Константинович под вой ветра диктует статью о чем-то высоком, прекрасном, добром».

Во время экспедиции пишутся и задумываются новые картины о Монголии и ее героическом эпосе. Например, Наран-обо. «Уж так широка пустыня монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава! Точно бы и пустынна ширь, а на склоне вырастет становище. Гляди, затемнели юрты или нежданно выглянул белый-пребелый монастырь, или субурган. Или засинело озерко. Словно бы вымерла пустыня».

«Но скачут всадники в ярких кафтанах или в желтых курмах и красноверхих шапках. Серебром выложенные седла, не служили ли они и при Чингисе? Только где саадаки, колчаны? Где стрелы?.. Откуда же молчанье твое, пустыня прекрасная? От высоты ли твоей? От необъятности? От чистоты голубого небесного купола, от великого Тенгри, милостивого к Чингису?»

«Ночью горят все звездные палаты. Сияют все чудные знаки. Открыта Книга Величия. За горою полыхнул луч света. Кто там? Там кто прошел? Не Эрдени Мори? На скалах Шара-Мурена знаки сокровища. Наран-Обо притаил камень чудесный. Везде прошел Эрдени Мори".

Однажды в пустыне, около экспедиционного лагеря, запахло фиалками. Запах был устойчивый и определенный. Никто ничего не мог объяснить. В пустыне вообще нет цветов. А через некоторое время около лагеря появился лама. Он разбил палатку неподалеку. К палатке потянулись со всех сторон паломники. Палатка ламы на какое-то время отвлекла внимание монголов от юрты Николая Константиновича. Эта юрта пользовалась не меньшим уважением. Монголы называли Рериха "Ихи-Бакма" - "Великий Учитель". Николай Константинович подолгу оставался в палатке ламы. Никто не знал, о чем они беседовали. Сам Николай Константинович об этом не написал.

Экспедиция приближалась к границам Советского Союза. Японские власти зорко следили за каждым шагом Рериха и ограничивали свободу передвижения и снабжение экспедиции необходимыми ей материалами. Тогда Николай Константинович согласовывает с департаментом земледелия США вопрос о переброске экспедиции на китайскую» территорию и в марте 1935 года экспедиция направилась к границам пустыни Гоби через Калган.

15 апреля 1935 года среди пустынных песков Гоби над экспедиционным лагерем взвилось «Знамя Мира». В это время в Вашингтоне президент США Рузвельт и представители государств Южной Америки подписывали пакт Рериха. Государственный секретарь США так оценил подписание Договора об охране художественных ценностей: «Я считаю Пакт Рериха неизбежным шагом в международных отношениях. Еще не было эпохи, когда такой идеал был бы более необходим, чем теперь. В то время когда отдельные нации решают свои особые экономические и национальные проблемы, необходимо, чтобы они осознавали и ту ответственность, которая возлагается на них как на членов семьи народов… Признание Пакта указывает на приближение времени, когда те, кто истинно любит свой народ, сумеют оценить и достижения других народов… Я чувствую, что наша эпоха в большом долгу перед Николаем Рерихом за эту рожденную им идею». А Николай Константинович, отмечая дату подписания пакта, заносил в путевой дневник: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

Приближалась к завершению экспедиция, накопленные знания и весь обретенный духовный опыт этого этапа жизни теперь как драгоценную ношу несли обратно в большой мир и Николай Константинович задумывается картина «Оттуда».

Оттуда, из-за дальних великих священных гор, через гремящий поток идет прекрасная женщина и благоговейно несёт в молитвенно сложенных руках весть о Священной стране, откуда она была послана благовестить о грядущей Эпохе спасения и возрождения нашей планеты. Н. К. Рерих утверждает: «Заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь – Матерь Мира. Неисчерпаемая, любовь творящая, создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности; поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».(Н.К.Рерих. Майтрейя»)

«Легенда повествует «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая. Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу - помощь творила а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой страны». Откуда идет эта женщина? Этого не постигает разум, об этом молчат уста, и только сердце знает.

Успешно закончив экспедицию, Рерих 21 сентября 1935 года приехал в Шанхай. Приехал в очень тревожном настроении, так как к концу лета оборвалась всякая связь с Нью-Йоркским музеем. Вскоре они были уже в Кулу, где узнали, что Хорш, используя доверие директоров, совершил полный захват небоскреба и всех музейных ценностей. Сообщником Хорша стал сам министр земледелия США Г.Уоллас. Учредители об этом не догадывались, так как по их давнему решению музей подлежал безвозмездной передаче государству, и Хоршу было поручено ее оформление. Одновременно были уничтожены все архивные документы. Отстраненные директора немедленно возбудили в Нью-Йорке судебное дело против Хорша, но результатов оно не дало. Николай Константинович писал сотрудникам: «В своей темной душе Хорш настоящий американский гангстер. Он отлично знает, насколько низко грабить целую группу деятелей и выживать их из дела ими же созданного, но кодекс гангстеризма торжествует. Находятся среди министров такие, которые по таинственным причинам надоедают судьям по телефону и требуют неправильного решения. Вообще все эти дела поверх личного их значения являются ужасным показателем падения нравственности человечества.  Страховиден такой лик Америки. Тьма гангстеров! И кто же очистит от них эту большую страну?»

Это был сильный удар, но именно такие вопиющие предательства показывают и величие созидательной деятельности семьи Рерихов. И мощная просветительская и культурная работа продолжалась, не смотря ни на что. Николай Константинович говорил: «…нужна деятельность как рассадник растущих энергий. В творчестве даже самые трудные обстоятельства проходят незаметно». «Сказано: "Если ты устал, начни еще. Если ты изнемог, начни еще и еще". Правда, правда! Не малая, но великая правда!»

Откликаясь на происходящее, Николай Контантинович заносит в дневник приметы времени, без которых история нашей сложной эпохи, пожалуй, не может обойтись до сих пор: «Человек - "венец природы" - озверел... Доллар царит и запечатывает совесть... Вредительство - во всех оперениях... Единственно, в чем преуспело человечество - в цивилизации преступлений. Забыли о самом необходимом для эволюции - о человечности...»

Среди суровых гор течёт быстрый поток - река жизни. На гору в белом одеянии взбирается человек, ему предстоит преодолеть эти высокие горы и достичь вершины. Путь долог и тяжел, но ведь другого пути нет. Свою эволюцию, свой Путь каждый человек проходит, взбираясь каждый на свои горы - "руками и ногами человеческими". Кто быстрее, кто медленнее - у каждого своя тропа, свои обрывы и пропасти, но самостоятельно. Главное - постоянное памятование о вершине, осветляя этими мыслями свой Путь.

Н.К.Рерих писал: "Далеко поверх состязаний и соперничества заложено устремление к мировым магнитам, к тому неизреченному священному чаянию, в котором родятся герои... Истинно, чем выше, тем мощнее влияние воедино…. Истинно, нужно понять символ вершины, как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Явление вершины остро, и каждая привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения".

В это же время пишется картина «Сострадание». Елена Ивановна писала: «картина  «Сострадание» (1936) - моя самая любимая!». В полотне «Сострадание» нашли художественное воплощение важнейшие идеи учения Живой Этики – о милосердии, самопожертвовании, победе добра, достигаемой не насилием, а силой преображения, просветления сознания. Полотно совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания. «Защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.» Так Поступает Учитель.

Елена Ивановна писала: "Люди не знают и сотой части значения подвига Великих Учителей. Служение проявляется в подвиге и он возможен в каждом состоянии человечества. Явление подвига есть радость Наша. Мы даём путь, но идти нужно ногами человеческими - таков закон, данный Великим Спасителем".

Конец 30-х годов отличался крайне напряженной политической обстановкой. Фашистская Германия уже открыто стала выражать свои претензии и усиленно готовилась к войне а западные  державы поддерживали агрессивные планы Гитлера, направленные против Советского Союза. С большим возмущением реагировал Николай Константинович на мюнхенскую сделку западных держав. Характерно само наименование очерка 1939 года, посвященного этому событию, - «Продажа душ». Художник писал в нем:  «Под разными, иногда очень пышными наименованиями, творится злое дело, позорное для человечества. Говорят очень выспренне об изменении границ, о всяких присоединениях, кто-то не удержится, чтобы не произнести слова «аннексия». И среди всех этих прилично причесанных собеседований никто не решится вспомнить, что беззастенчиво происходит продажа душ человеческих».

«Об Армагеддоне достаточно слышали, и потому нечего поражаться Происходит сложенное человечеством. Гроза, и ливень, и вихрь!», –  констатирует художник. Истоки и причины мировой катастрофы Н.К. Рерих видит в духовной деградации современников, равнодушии «тепленьких», «пассивных вандалов», при попустительстве которых творится вселенское зло, совершаются непоправимые разрушения. «Что же получится? Одни криводушничают, другие промолчат. Третьи изобретут компромисс! Точно бы зло и добро могут в компромиссе ужиться»  – негодует художник.

Николай Константинович пишет картины-предупреждения. В 1938 году - 'Тревога» и 'Тьма». В начале 1939 года – «Затмение», «Печаль», «Башня ужаса». Но ему надо было еще докричаться до тех, кого ожидало это испытание. И он пишет «Весть Тирону».

И прогремели первые выстрелы второй мировой войны. Николай Константинович заносит в дневник: «Конечно, эта война не сейчас началась. Уже в 1936 году она стала злобно формироваться. Уже истекал кровью  Китай... Уже терзались Испания, Абиссиния... Был длинен список насилий. Были поразительные поводы для пароксизма разрушений. Главные выстрелы загремели не тогда, когда общественное мнение их ожидало... Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие человеческое, и здесь сердце не  допускает, что еще один земной ужас начался...»

Каждый день, включая радио, художник ждал роковых известий... Вскоре они пришли и легли тяжелыми строчками в дневнике: «Война с Германией. Оборона Родины - та самая, о которой писалось пять лет тому назад... Быть бы с ними!» В этом «Быть бы с ними!» заключалось неизмеримо больше, вовлечение России в войну означало решающую схватку Света с Тьмою.

Катастрофа надвинулась на весь мир, но самая жестокая судьба в ней была суждена его Родине. И ее тема начинает набирать силу в его полотнах. Радуется Ярослав граду Киеву. Поднимается над клубящимися облаками, достигая боевым шлемом снежных вершин, «Святогор». Он писал эти картины, и им руководила твердая уверенность в том, что Родина выстоит в час испытания. Поднимались из глубин пещеры закованные в латы воины. - «Богатыри проснулись». «Посвящается великому народу русскому, - писал художник. - Когда-то слагали былины «Как перевелись богатыри на Руси», но тогда не верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час».

Тема подвига, героев неоднократно поднималась в очерках Н.К.Рериха и письмах Е.И.Рерих. Николай Константинович отмечает: «Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс - это и дало России ее великолепных героев. …

Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. …Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях. Он стойкий работник, он знает цену труду, он чувствует красоту действия в пылу труда, он готов приветствовать каждого помощника. Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному - вот характерные черты героя.

Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание».

Пришел час, и по снежному, ледовому полю в красном плаще и на вороном коне поехал Александр Невский. Зловеще зачернели на голубых снегах темные латы поверженных немецких рыцарей. Но в фигуре князя не было гордости победителя. Князь был серьезен и печален. Он скорбел о тех, кто пал под его знаменами. И потери были велики. Лежит передо мною «Слово о полку Игореве», - писал Николай Константинович, - Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнет строение». Картины его отразили  ход войны так точно, как будто он там, в Гималаях, видел, что происходит и произойдет. Грозное и беспощадное время. Оно ложилось на его плечи горьким и тяжелым бременем Знания.

Когда гитлеровская Германия напала на СССР, Николаю Константиновичу было уже за шестьдесят. Он, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, теперь ощущал еще острую сердечную недостаточность. Но ничто не могло повлиять на его кипучую энергию. «Приказ звучал, и воля не ослабевала», - записывал он в дневнике. Он открыто объявил себя сторонником нового общественного строя в России, публиковал статьи, поддерживающие политику СССР, много писал о научных и культурных достижениях народов Советского Союза. Юрий Николаевич сразу же после начала действий на русском фронте официально выразил свою готовность вступить добровольцем в ряды Красной Армии. Святослав Николаевич, кроме организации выставок и сбора денежных средств для Красной Армии, выступая в лекториях и по радио, подчеркивал решающее значение Советского государства в деле разгрома фашистской Германии.

Николай Константинович писал о каждой победе Советской Армии. Он считал, что эти победы являются самыми главными во всей Большой Войне. Он писал и рисовал ее по вполне реальным вехам, которые Война расставляла на просторах России. Над Сталинградской битвой поднимался «Ангел последний». Он стоял над горящим городом суровый и справедливый. Его меч был обнажен. Огненные крылья, похожие на смертные лучи, закрывали полнеба и уходили куда-то ввысь за «малые горизонты», свидетельствуя о том, что Битва коснулась не только земли. А когда последние колонны немецких солдат выходили из окружения, чтобы сдать оружие, он создал свою «Победу». Русский воин в латах и остроконечном шлеме стоял с обнаженным мечом над поверженным драконом. Голова дракона была отсечена, но, казалось, еще подергивается черно-зеленое тело, повторяющее своим цветом зеленоватый оттенок мундиров немецких солдат. Над победителем и обезглавленным драконом в безоблачном небе поднимаются снежные пики Гималайских гор.

Николай Константинович писал: «Поистине "Не замай!" Россию. Каждый посягнувший на нашу Родину погибнет с несмываемым позором.

...Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в русские сердца. После бури еще приветливей светило солнце. Горя много, но горе преходяще, а радость нетленна. Знает русский народ священную радость любви к Родине. Знает неустанный, преуспевающий труд. Полон народ смекалки и творчества. Помнит, что "промедление смерти подобно"...

Исполняется сужденная слава народа русского. … Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: "Москва устоит!", "Ленинград устоит!", "Сталинград устоит!" Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, слава, слава! ( 4 февраля 1943 г.)

6 декабря 1945 года комитет пакта и «Знамени Мира» в Нью-Йорке официально возобновил свою работу.

Напряжение военных лет все чаще и чаще сказывалось на здоровье Николая Константиновича, и он уговаривал себя в дневнике: «Не болей... Болезней за полвека было не мало. А сколько опасностей было пройдено. И тонули и замерзали - чего только не было. Но воля не ослабела. Не болей, чтобы увидеть дни великие. Да будет!»

Сразу после окончания войны художник начал  хлопотать о переезде в Советский Союз. Полем его деятельности на ниве Культуры был весь мир, но духом и сердцем он был устремлен к родным местам, в Россию - страну, которая в безмерных страданиях и лишениях приняла на себя, по словам Елены Ивановны Рерих, бремя искания истины за всех и для всех.

В письме к брату Борису Николай Константинович писал: "Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли. Знание, опытность, любовь к славной Родине - все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно". Однако развернуть задуманную им эволюционно-просветительскую работу в стране, задернувшей "железный занавес" и закрывшей путь в нее зарубежным деятелям русской культуры, не было суждено.

Строки "Листов дневника" полны нарастающего стремления деятельного духа, ожидания, надежд... На его подоконнике - открытый компас. Стрелка неизменно тянет к Северу. А там - Родина. "Пишу ли, читаю ли, глаз вскидывается за путеводной стрелкою... И невозможно убрать эту стрелку - она зовет, она напоминает. Кажется, и без нее помним, но она как символ зова".

«Быть бы с ними»

 

Зов России мощный, властный,

Сердце наполняет скорбью.

«Быть бы с ними», там где подвиг,

Там, где новой жизни краски.

 

Устремленный дух трепещет

Дать души своей богатства,

Дать все сердце и все песни,

Труд и жертву принимая.

 

Хоть молчит та даль, пленяя

Невозможною надеждой,

Мысль летит, преград не зная,

Сердце льется светлой вестью.

Дух, не знающий границы,

Наполняет силой крестной.

Он умел идти сквозь боль, не меняя курса, пронзая устремлением тьму, разворачивая все новые возможности... Ведущее начало в его деятельности - стремление обозначить, высветить пути к человеческому единению и содружеству. Главными из них для мыслителя и художника, неизменно были неотложность "всемирного дела Культуры" и Служение Родине.

В этот период своей жизни Николай Константинович пишет Гималаи, пишет сюжеты, которые тонкими, огненными касаниями устремляют людское сознание ввысь, к светлым вершинам, они кажутся недоступными человеческим силам, но именно такая Высокая цель достойна для жизни человека, во всей ее мощной красоте. И где-то там за этими вершинами, между небом и землей, лежала таинственная Заповедная страна, которую легенды называли Шамбалой.

Мировая сокровищница Духа! Устремление ко Благу, стремление вверх, где же оно так же действенно может проявиться, как не у Высот, на которые еще не ступала нога человеческая? Во имя этих высот укрепляйте всю бодрость духа. Забудьте всё размельчающее и умаляющее. Охраняйте сокровища человеческого гения. Воздвигайте неустанно твердыни, где дух человеческий укрепит благие достижения. Крепко держите Знамя Мира!" (Н.К. Рерих. Держава Света)

Мы видим картину «Приказ Ригден-Джапо». Николай Рерих писал: «Не войну, не ненависть, но лучшие созидательные идеи принесут всему миру вестники Ригден-Джапо, правителя Шамбалы». 24 марта 1920 года было дано Учение Живой Этики, и таким образом началась новая эпоха в жизни человечества. Ведь «Каждое Учение есть напутствие…»

В октябре 1947 года не смотря на тяжелую болезнь Николай Константинович активно продолжал сборы к отъезду на Родину. Свыше четырехсот картин, лично отобранных художником, упаковывались, под его наблюдением в ящики для отправки в Бомбей, а оттуда морским путем в СССР.

За всеми этими хлопотами как-то забывались предупреждения врачей о недопустимости всякого переутомления. Стоило только подняться с постели, как потянуло к ежедневной работе за мольбертом, и холст на подрамнике засверкал ослепительными красками горных снегов. Но полотно осталось незаконченным... Художник ушел из жизни 13 декабря 1947 года.

Мотив этой композиции является переработкой небольшой картины, написанной Рерихом в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка гораздо  шире – на картине появляется парящий орел. Орел – это символ, связанный с божественностью, верой, победой, В ведической традиции орел известен как посланник небес. В тоже время орел олицетворяет вдохновение, высоту духа, который в состоянии взмыть к Небесам. Орел - это и символ подлинной смелости, способности преодолевать трудности. Обряд "обожествления" римских императоров, включал процедуру отпускания на волю орла, который, как считалось, уносит на небо душу умершего, подобно тому, как орел-Зевс унес на Олимп Ганимеда. В буддизме орел - птица, на которой летает Будда, а также атрибут Будды грядущего мирового порядка Майтреи.

Во многих сказаниях Востока повествуется о том, что высокодуховные люди оставляют свою тень. Она может показаться неожиданно в любом месте. Даже голый утёс, изображенный на картине, по которому скользнула Тень Учителя, должен напоминать путнику о его миссии, о высоком долге перед всей планетой и человечеством, о том, что он должен нести Поручение всегда: всегда светить миру светом своего сердца. «Будем приучать себя вести так, как будто бы находимся а постоянном присутствии самого Учителя. В действительности так оно и есть…» (Гр.А.Й., 1967 г. 541).

«Жизнь бесталанна без героя», - часто повторял художник и писал: «Вы определяете мое искусство как героический реализм. Мне радостно такое определение. Подвиг, героизм всегда были зовущими. Истинный реализм, утверждающий сущность жизни, для творчества необходим... Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песни о прекрасном. Сердце творит в труде, в искании высшего качества».

Елена Ивановна писала: «Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Николай Константинович. Жизнь его - есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе...Мудрость Учителя есть мудрость его».

«На фоне величественного заката, освященная последним Лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале сидит сам певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале» 

Жизнь – подвиг

мыслей и дерзаний

И неустанного труда.

Творец высокого сознания

Среди невежества. Когда

 

кругом тьма разрушения,

Когда хулят добра завет,

Ты  устремляешь нас к Высотам,

Ты возжигаешь духа свет.

 

В пути, в тяжбе, во тьме ненастий

Он говорит о Красоте

И светом чувств ложатся краски

В его словах и на холсте.

 

Водитель духа для народов!

Воитель со всемирным злом,

Огнем прекрасным, мощным духа,

Ты Истину сердцам даешь!

 

И каждым словом, каждым шагом

Он приближает нас к мечте.

К мечте прекрасной и реальной

О мощной духа Красоте!

Рерих понимал, что будущее человечества во многом зависит от того, как оно правильно выберет цель и направление движения к ней. При этом будущее, конечно, должно будет построено на мудрости. Познавая прошлое, черпая из него всё самое ценное, причём во всей его полноте, только и можно преодолевать все те препятствия, которые встречаются при движении в будущее. И такое движение является подвигом. И он будет выражен как в борьбе с суеверием и предрассудками, приобретёнными в прошлом, так и в устремлении по эволюционному пути в будущее. Н.К.Рерих во всей своей жизни руководствовался светлыми идеями, ставил перед собою только высокие цели и жил, и дышал для прекрасного будущего всего человечества. В конце своего пути он пишет в дневнике:

«Может быть, мало кто вспоминает о прошлом, как Елена Ивановна и я. Даже очень светлое, насыщенное делами прошлое проваливается перед ненасытным будущим. И в самые тяжелые часы мы реально жили для будущего. Самые трудные перестроения совершались без боли, ибо делалось это для будущего. И с годами, когда, казалось бы, горизонт будущего должен бы уменьшаться, та же самая необоримая воля к будущему вела неудержно.

В будущем - благо. В будущем - магнит. В будущем - реальность. Любите прошлое, когда оно вынырнет из нажитых глубин, но живите будущим. Со всею судьбою и кармою, и мойрою, и кисметом будущее притягательно.

Мыслим о будущем не законами, но очарованиями будущих совершенствований. Твердыня Союза Народов, еще не сложенная на земле, уже сияет в будущем… Армагеддон пройдет. После грозового вихря и ливня воскреснет радость мирного труда. Здравствуй, будущее!»

«... С полнейшим доверием обратимся к будущему... Призовем его всей мощью духа. Ощутим, что оно - прекрасное будущее - возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству и добротворчеству. И не мала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовет вперед, вперед, вперед!»

Составители: Е.Корнейчук, Н.Козлова

В программе использованы:

  1. Фрагменты литературных произведений Н.К.Рериха.
  2. Письма Е.И.Рерих.
  3. Грани Агни Йоги.
  4. Стихи Екатерины Корнейчук.
  5. Беликов П., Князева В. Рерих. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 256 с.
  6. Материалы сайта http://gallery.facets.ru/

назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2020, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес Изменение сайта: 28.01.2020