Ответ приморской краевой общественной организации
Центр Культуры "Живая Этика"
на спецвыпуск журнала СибРО “На Восходе”

Оголтелость

Первое слово, которое рождается под впечатлением от выступлений СибРО в адрес Международного Центра Рерихов, это оголтелость.

Формулу оголтелости можно выразить как сумму агрессии и невежества. Но вот в чём парадокс, - говоря об оголтелости, мы подразумеваем не толпу хулиганов или фашистов, а имеем в виду вполне респектабельные общественные культурные организмы, с богатой историей, с самыми высокими декларируемыми идеями и добропорядочными (без иронии) стремлениями.

Но, видимо, оголтелость бывает разной. Оголтелости чужда культура, но она легко уживается с обычной образованностью, может говорить о культуре, рядиться в её одежды, но понимать и чувствовать культуру оголтелость не может.

Примеров образованной оголтелости в истории немало: не глупые люди организовали "святую" инквизицию, идеологи нацизма тоже были люди не глупые, умные люди выступали против генетики и кибернетики в нашей стране и т.д.

Н.К.Рерих учил различать простую образованность от культурности. С точки зрения одухотворённой культуры простой пастух может оказаться лучшим её выразителем, чем образованный носитель смокинга. Можно не сомневаться, что и сотрудники СибРО, и организации "Мир через Культуру" и иные их единомышленники согласятся с позицией Н.К.Рериха в вопросе об истинной культурности, согласятся, что бывают и оголтелые умники. Согласятся, но к себе не отнесут.

Горько и тяжело произносить слово оголтелость в адрес неплохих людей. Но называя этим словом выступления СибРО и их единомышленников, мы не осуждение выносим, но выражаем своё мнение и возмущение по поводу продолжающихся бессовестных выпадов и недостойных обвинений в адрес доверенного лица С.Н.Рериха, крупного историка, заслуженного деятеля культуры России, лауреата премии имени Джавахарлала Неру, создателя и директора музея имени Н.К.Рериха, вице-президента Международного Центра Рерихов - Л.В.Шапошниковой. Нас глубоко возмущает, что люди, называющие себя последователями Н.К.Рериха, берут на себя смелость прямодушно заявлять: "Л.В.Шапошникова никогда не была ученицей С.Н.Рериха, она просто официальный хранитель материального наследия. Это не значит продолжение духовной преемственности; это не есть иерархическое звено".

Пугающее прямодушие. Это было бы ужасно смешно, если б не было так грустно.

Существует мудрая формула: "Знающий не говорит, говорящий не знает". Понятия духовных Учителя и Ученика - священные. Никогда не существовало практики, чтобы Учитель во всеуслышание "заявлял": "Вот он(она) мой духовный ученик". Те же, кто рассуждает об этом, кощунствуют, подчас сами того не понимая. Судить о том, кто ученик С.Н.Рериха, а кто не ученик - прямое кощунство, направленное на того, кого сами кощунники считают своим духовным Наставником. И это есть полная этическая и моральная несостоятельность. Та бестактность, с которой вторгаются представители СибРО в область доверительных взаимоотношений С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой лишь свидетельствует, что Н.Д.Спирина не смогла им привить почтения к вопросам столь тонким для каждого человека, бережно относящегося к своему и чужому внутреннему миру.

Степень этической несостоятельности этих людей уже не удивляет, но пугает. Это "Шариковы Полиграфы Полиграфовичи", которых хорошо описал Михаил Булгаков в романе "Собачье сердце". Разве мы не слышим призывы "взять всё и поделить!": Наследие семьи Рерихов, роли в современном рериховском движении, обобществить Знак Знамени Мира. Разве не шариковская интонация в похожем на плевок обращении "мадам", коим "духовные представители" величают Л.В.Шапошникову? Так и слышится шариковское: "господа все в Париже".

Оскорбительно-уничежительный тон берут на вооружение не только такие "киты", как Р.Рыбаков, О.Румянцева, СибРО, но, и, научившись у них, самый, что называется "дикий тунгус" сел за компьютер, чтобы, пользуясь интернетом, облить грязью большого человека. Это давно известный подлый способ самовозвышения людей, несостоявшихся, а потому амбициозных. Не удовлетворив свои высокие амбиции, такие деятели не находят ничего лучшего, как обвинить в своей несостоятельности других. Обида, неудовлетворённое самомнение, прямые оскорбления, самовосхваление, осанны своим духовным пастырям - всё это странным образом перемешано во многих письмах.

Письма-нападки в адрес МЦР и Л.В.Шапошниковой пишут люди разного уровня образованности, но объединяет их одно - оголтелость. Иные оголтелые с пафосом восклицают: "Наш выбор - это наша гордость…Не нужно ни жалеть, ни поучать нас…" Возможно, что не нужно и, может быть, даже, невозможно, однако незыблемыми и неотменными остаются слова С.Н.Рериха, сказанные им десять лет назад в ответ на подобные заявления противников деятельности Л.В.Шапошниковой: "Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц без всяких на то оснований подвергнуть сомнению её деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остаётся по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с её мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как "Надземное", "Напутствие вождю". Такая самовольная издательская деятельность вызывает во мне глубокую тревогу. Время публикаций ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, ещё не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено". Эти слова С.Н.Рериха, к сожалению, так и не стали руководством к действию многих из тех, кому они были адресованы.

Необходимая и закономерная акция Международного Центра Рерихов по законодательному закреплению прав на символ Знамени Мира, предложенный Н.К.Рерихом, вызвала бурю протеста посторонних организаций и лиц, не имеющих формальных прав на использование этого символа в своей деятельности. Казалось бы, можно только приветствовать этот шаг МЦР. Наконец-то, Великий Символ получит уважение и защиту не меньшую, чем любой товарный знак, что поможет оградить его от использования в недостойных руках. Однако это устраивает не всех. Многие не только полюбили этот символ и сделали его эмблемой своей деятельности, но, привыкнув, стали считать своей собственностью.

Так называемым экспроприаторам следует помнить о том, что МЦР - единственная организация в России, созданная по инициативе С.Н.Рериха, передавшего также МЦР все права на использование творческого наследия своих родителей Н.К.Рериха и Е.И.Рерих: "Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми. Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов" (Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств от 26.04.92.).

Символ Знамени Мира - знак, корни которого теряются в глубокой древности. Как символ триединства он встречается на всех континентах у многих народов. В тоже время Знак Знамени Мира, предложенный Н.К.Рерихом - совершенно новый символ, имеющий своё особое содержание как символ синтеза высших достижений человечества, единства Прошлого, Настоящего и Будущего в круге Вечности, как символ Культуры, объединяющий науку, искусство и духовные учения. Знак имеет свою историю создания и особую графику.

Те, кто обвиняют МЦР в присвоении "Вселенского символа Триединства" не только грубо вмешиваются в дела международной общественной организации, но и проявляют явное невежество в вопросе о Знаке Знамени Мира.

Сотрудники Приморской краевой общественной организации "Центр Культуры "Живая Этика"" гг. Владивосток, Уссурийск, Лесозаводск. (Руководитель центра - член Президиума ДВ отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, академик Петровской Академии наук и искусств Л.Г. Хмелёва; члены Совета - С.В. Хмелёв, В.Е. Тумас, Е.В. Иванова, Г.И. Иванова, И.И. Зарубина, Л.А. Чалбаш; сотрудники центра - 19 подписей).

28.02.03.
stork@mail.primorye.ru


Дополнительно:


назад в начало страницы вперед
Copyright © 1996-2022, Медицинская Академия Духовного Развития "МАДРА"
При использовании представленной здесь информации ссылка на источник обязательна
Система OrphusAgni-Yoga Top Sites www.madra.dp.ua Гостевая книга
Статистика посещаемости Наш адрес
видеоканал Dr. Evgen Semenikhin Become a Patron!